Программа «Родничок»

Целью программы «Родничок» является формирование экологической культуры личности. При разработке данной программы было осуществлено проектирование непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию и воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста.

 

Задачи:

Личностные:

  • воспитывать интерес и потребность к саморазвитию во всех жизненных областях;
  • способствовать качеству самостоятельного принятия решения и работы по проблеме, отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать доказательства;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам;
  • формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

 

Meтапредметные:

  • развитие первоначальных географических представлений;
  • знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • развитие интеллектуальной и социальной сферы обучающихся, их творческих способностей.
  • развить желание повышать компетентности, связанные с творческой деятельностью;
  • развить лидерские качества путем достижения наилучших результатов в конкурентной борьбе (участие в выставках и конкурсах разного уровня);
  • развить потребность ребенка в расширении кругозора, освоении новых практических методов воплощения собственных идей.

 

Образовательные (предметные): формирование у воспитанников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе ;

  • расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них.

 

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности в природе.

Педагоги

Быченок Ольга Николаевна –  педагог дополнительного образования (туристско-краеведческое), воспитатель.

Образование – высшее.

Общий педагогический стаж – 3 лет.

Содержание программы

Первый год обучения:

1. Введение. Войди в природу другом - 3 ч.

2. Экологический светофор - 11 ч.

3. Разведка осенних примет - 13 ч.

4. Чудесная кладовая - 10 ч.

5. Все о загадочном лесе - 8 ч.

6. Разведка зимних примет - 15 ч.

7. Сказание о земле - 12 ч.

8. Необыкновенный минерал -13 ч.

9. Пробуждение земли. Разведка весенних примет -18 ч.

10. Итоговое занятие. Мы друзья - 2 ч.

 

Второй год обучения:

1. Введение - 2 ч.

2. Экологический светофор - 20 ч.

3. Мозаика природы - 24 ч.

4. Добрая зима - 23 ч.

5. Школа следопытов - 23 ч.

6. Солнце,воздух и вода-планеты лучшие друзья - 11 ч.

7. Итоговое занятие - 2 ч.

 

Третий год обучения:

1. Введение. Земля наш космический дом - 2 ч.

2. Экологический светофор - 14 ч.

3. Микромир - 15 ч.

4. Организмы и окружающая среда - 18 ч.

5. Биоритмы - 14 ч.

6. Почему всем хватает места на земле - 10 ч.

7. Человек-часть живой природы - 12 ч.

8. Город в котором я живу - 18 ч.

9. Итоговое занятие - 2 ч. 

Цели программы

Целью программы «Родничок» является формирование экологической культуры личности.

При разработке данной программы было осуществлено проектирование непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста, основанного на следующих задачах:

  • непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;
  • интеграция программных областей знаний;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;
  • формирование универсальных для последующих уровней образования человеческих способностей: рефлексии, коммуникабельности, самооценки;
  • предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
  • рациональное сочетание различных видов деятельности;
  • уважение к личности ребёнка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • сотрудничество между детьми и педагогами.

 

В соответствии с этим программа «Родничок» обеспечивает решение следующих основных задач по формированию таких компонентов экологической культуры как экологические знания, умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Результат программы

В процессе усвоения программы обучающиеся приобретают следующие знания:

 

  • правила поведения в природной среде;
  • климатические особенности природы родного края;
  • особенности сезонных изменений природы ;
  • этажность леса;
  • основные виды растительности ;
  • виды животных ;
  • состав почвы;
  • свойства воды;
  • условия, необходимые для прорастания семян;
  • особенности быта коренного населения;
  • правила проведения лабораторных и практических работ.

 

В процессе усвоения программы обучающиеся приобретают следующие умения:

  • соблюдать правила поведения в природной среде;
  • вести наблюдения за изменениями в неживой природе;
  • вести наблюдения за изменениями в живой природе;
  • распознавать типичные деревья и кустарники в безлистном состоянии;
  • проводить несложные опыты;
  • устанавливать связи между поведением человека в природе и её состоянием.

Материально-техническая база

Помещение: учебный кабинет – S=60м2.

 

Материально-технические средства обучения:

1. Учебно-опытный участок;

2. Микроскопы;

3. Бинокуляры;

4. Лабораторное оборудование;

5. Компьютер;

6. Интерактивная доска;

7. Фотоаппарат.