Программа «Ника»

Актуальность

Актуальность программы состоит в том, ее содержание продиктовано развитием современного информационного общества, заключающегося в формировании информационной и технической культуры молодого поколения, вступающего в жизнь, и ориентирована, прежде всего, на развитие мыслительных способностей человека. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка.

Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. 

 

 Интеллектуальные игры способствуют вовлечению обучающихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить такой психологической цепочкой: интересно играть и общаться - интересно воспринимать новое через игру - интересно узнавать новое самостоятельно - необходимо поделиться узнанным - необходимо применить полученные знания и умения.

Таким образом, обучающийся проходит путь от простого увлечения интеллектуальной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству.

Новизна программы:

Новые методики преподавания:

Основная идея состоит в том, что большую часть материала дети не просто учат и запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. На занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

 

Новые технологии в проведении занятий:

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому, чтобы занятия был интересны детям, необходимо проводить их на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии (мультимедиа, интернет) и оборудование (компьютер, интерактивная доска). При этом можно использовать такие формы проведения занятий, как: мультмедийная викторина, видеоопрос, видеоурок, презентации и т.д.

 

Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана на обучение воспитанников 6-8 классов через клубную деятельность.

С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Участие в работе Интеллектуального клуба позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости.

В рамках занятий клуба изучаются теоретические основы решения логических, творческих, интеллектуальных  задач, правила проведения и непосредственно само проведение различных интеллектуальных игр.

 

Нововведения в формах диагностики и подведения итогов:

С целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку в  качестве  методов диагностики  учебных результатов и личностного развития используются анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии.

 

Программа реализуется на базе МКОУ – Казанской СОШ. 632786, Новосибирская область, Баганский район, с Казанка улица Школьная, 22.

 

Адресат программы – обучающиеся в возрасте 11- 13 лет.

Объём программы – 216 часа (72 часа в год).

Срок освоения программы – 3 года.

Направленность - социально-педагогическая.

Уровень программы - базовый.

Режим занятий – в соответствии с СанПиН 1 раз в неделю 2 часа.

Продолжительность занятия – 45 минут с перерывом 10 минут.

 

Формы обучения и виды занятий: очная, с применением дистанционных технологий (для обучающихся и их родителей создана группа в whatsapр). Организация образовательного процесса проходит на основе реализации модульного подхода. Большая часть занятий -практическая деятельность, соревнования.

 

Педагоги

Буркатская Вероника Александровна, педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества по совмещению.Образование высшее, имеет высшую квалификационную категорию. Ее обучающиеся, постоянные участники районных интеллектуальных игр.

Расписание

Среда 15.00-16.40

Содержание программы

1 год обучения

 

Вводное занятие -1ч.
Вопрос – основа игры-1ч.
Виды памяти. Зрительная память.Слуховая память -8ч.
Виды мышления-8ч.
Быстрота реакции-3ч.
Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой. Конкурс составления вопросов-3ч.
Принципы игры в команде-  3ч.

Распределение командных ролей -1ч.
Виды интеллектуальных игр-1ч.
"Что? Где? Когда?-7ч.
Интеллектуальные игры-35ч.
Итоговое занятие. Мониторинг деятельности клуба. Создание «банка идей» к следующему учебному году-1ч.

 

 

2 год обучения

Вводное занятие-1ч.
Типы вопросов для игры "Что? Где? Когда?"-2ч.
Конкурс составления вопросов-1ч.
Лингвистические игры-3ч.
Игра по вопросам членов объединения-2ч.
Нетрадиционные интеллектуальные игры-4ч.
Занимательные вопросы-6ч.
Вопросы из пословиц и загадок, сказок-3ч.
Интеллектуальные игры. "Интеллектуальный пинг-понг", "Эрудит – лото"-8ч.

"Интеллектуальный покер"-4ч.

"Что? Где? Когда?"-4ч.

"Своя игра"-5ч.

"Слабое звено"-5ч.

"Десятка"-3ч.

"Интеллектуальная завалинка"-3ч.

"Фудзияма"-3ч.

"Поле чудес"-4ч.

"Один за всех"-4ч.

"Брейн-ринг"-4ч.

Итоговое занятие - 1ч.

 

 

3 год обучения

Вводное занятие-1ч.
Философское мировоззрение
Телевизионные интеллектуальные игры-3ч.
Тренинги-4ч.
Религии мира-1ч.
Чудеса света-3ч.
Путешественники и открытия-3ч.
Его величество Словарь-3ч.
Игра "Лестница знаний"-4ч.
Игра "Интеллектуальный бумеранг"-4ч.
"Эрудит – рулетка"-5ч.
"Интеллект -бой"-5ч.
"Что? Где? Когда?"-5ч.
"Своя игра"-8ч.
"Познавательный морской бой"-4ч.
"Интеллектуальный капитал"-4ч.
"Проще простого"-4ч.
"Слабое звено"
"Лотерея для знатоков"-4ч.
Итоговое занятие-1ч.

Цели программы

Задачи:

Личностные:

• Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат впроцессе досуговой деятельности и межличностного общения.

• Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.

• Формировать ценностное отношение к интеллекту.

• Приобщить подрастающее поколение к истинным культурным ценностям.

 

 

Предметные:

• Обучить подростков разработке и организации интеллектуально – познавательных игр, конкурсов, викторин.

• Обучить подростков организовывать и проводить интеллектуально – познавательные игры и конкурсные программы.

• Обучить подростков умению анализировать свою деятельность.

• Создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода, через включение в активную социально-досуговую деятельность.

 

 

Метапредметные

• Развить организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения.

• Развить навыки поисково–исследовательской деятельности подростков.

• Создать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.

 

Здоровьесберегающие:

• Создать условия для развития гармоничной личности.

• Приобщить к здоровому образу жизни.

Результат программы

Личностные:

- наличие представлений об истории интеллектуальных игр;

- владение правилами, принципами традиционных и нетрадиционных интеллектуальных игр;

- развитие нестандартного, логического мышления;

- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

 

Метапредметные:

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение навыками коммуникации и социального взаимодействия.

 

 

Обучающийся научится:

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

 

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Оценка результатов осуществляется с помощью следующих критериев:
- умение работать в коллективе над решением предложенной интеллектуальной задачей;
- знание начальных теоретических основ решения интеллектуальных задач;
- устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности.

Особые условия проведения

Занятия по программе проводятся в специально оборудованном кабинете:

-удобная мебель и её правильная расстановка;

-воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);

- хорошая освещённость, используются жалюзи на окнах;

- чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);

- эстетика кабинета (использована краска, не дающую бликов, спокойные цвета для окраски мебели, стен и потолка, на полу постелен линолеум светлого оттенка);

- грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения).

 

Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

 

Материально-техническая база

Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, принтером, скаером. Имеются разнообразные игровые пособия.