Программа «Радуга красок»

Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» реализуется в рамках образовательной программы МБОУ Купинской школы – интерната №1 и относится к художественной направленности. Уровень программы ориентирован на учащихся 8-16 лет.

Образовательная программа включает в себя интегрированный курс обучения, разных видов художественного, декоративно – прикладного искусства и дизайна, и носит развивающий характер, что способствует предпосылкам дальнейшего выбора профессий, связанных с творческими компетенциями.

Актуальность данной программы заключается в том, что искусство оформления окружающего пространства в определенных эстетических рамках является потребностью современного общества. Изучение и применение художественных навыков на практике дает возможность сформировать эстетически развитую, богатую духовно и креативно мыслящую личность, умеющую не только понимать и разбираться в произведениях искусства, но и по возможности создавать их.

Отличительные особенности программы заключаются в введении новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного обучения, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности, а также в введении начальных направлений дизайна, что подпитывает творческий интерес и значительно расширяет кругозор учащихся для выбора будущей профессии.

Педагоги

Голенцова Наталья Васильевна – педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность), учитель иностранного языка (английского).

Образование – высшее; высшая квалификационная категория; общий педагогический стаж - 18 лет.

Курсы повышения квалификации по теме "Новые технологии и современные подходы к содержанию и организации образовательно - воспитательного процесса в дополнительном образовании включая детей ОВЗ, в контексте ФГОС, в объёме 144 академических часа, 2019 год.

Содержание программы

1 год обучения (3 часа в неделю)

 

Введение. 1 ч. 30 мин.

Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов. 1 ч. 30 мин.

Раздел 1. Основы рисования и живописи.

Тема 1. Рисование основных геометрических форм. 6 ч.

Тема 2. Перспективное изображение геометрических тел. 7 ч. 30 мин.

Тема 3. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства. 7 ч. 30 мин.

Тема 4. Изображение пространства. 15 ч.

Тема 5. Рисунок интерьера. 6 ч.

Тема 6. Изображение человека. Портрет. 13 ч.

Тема 7. Проектирование. 12 ч.

Тема 8. Воспитательные мероприятия: 21 ч.

Раздел 2. Применение различных техник и материалов. 9 ч.

Раздел 3. Итоговые работы. 6 ч.

 

2 год обучения (3 часа в неделю):

 

Раздел 1. Основы рисования и живописи.

Введение. 1 ч. 30 мин

Тема 1. Рисование основных геометрических форм. 6 ч.

Тема 2. Перспективное изображение геометрических тел. 7 ч. 30 мин.

Тема 3. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства. 16 ч. 30 мин.

Тема 4. Изображение пространства. 19 ч. 30 мин.

Тема 5. Рисунок интерьера. 6 ч.

Тема 6. Изображение человека. Портрет. 20 часов.

Раздел 2. Применение различных техник и материалов. 16 ч. 30 мин.

Раздел 3. Итоговые работы. 7 ч. 30 мин.

Цели программы

Цель:

Развитие и усовершенствование творческих и практических знаний, полученных ранее. Более углубленное изучение художественных и прикладных техник. Приобретение начальных навыков ландшафтного и интерьерного дизайна.

 

Задачи:

Личностные:

  • воспитывать интерес и потребность к саморазвитию во всех жизненных областях;
  • способствовать качеству самостоятельного принятия решения и работы по проблеме, отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать доказательства;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам.

Meтапредметные:

  • развить желание повышать компетентности, связанные с творческой деятельностью;
  • развить лидерские качества путем достижения наилучших результатов в конкурентной борьбе (участие в выставках и конкурсах разного уровня);
  • развить потребность ребенка в расширении кругозора, освоении новых практических методов воплощения собственных идей.

Образовательные (предметные):

  • научить новым техникам украшения пространства;
  • совершенствовать освоенные техники в живописи, графике, прикладном искусстве (повторение, обобщение, усовершенствование приобретенных ранее навыков).

Результат программы

В результате реализации программы по окончанию 1 года обучающиеся будут знать:
Композиционные навыки, навыки пространственного построения, линейную и воздушную
перспективы.
Начальные навыки оформления пространственной среды внутри помещений и на улице.

Уметь:
Работать в техниках: простой и цветной карандаш- штриховка, акварель, гуашь.
Работать в смешанных техниках и разных жанрах изобразительного искусства.
Работать в коллективе, в малых группах.
Создавать макеты, используя различные техники прикладного искусства.


В результате реализации программы по окончанию 2 года обучающиеся будут знать:
Особенности главных музеев страны (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей).
Жанры искусства: портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм, батальный, бытовой.
сюрреализм, карикатура.
Наиболее известных отечественных и зарубежных художников и их картины.
Иметь представление о видах и техниках декоративного искусства России.
Отличительные особенности русских народных росписей: Гжель, Хохлома, Городец,Жостово, Полхов-Майдан, Мезенская, Палех.
Иметь представление о Павло-Посадских платках.
Различия видов резьбы по дереву.
Витражную технику и ее имитацию.

Уметь:
Работать в жанрах изобразительного искусства: портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм, батальный, бытовой, сюрреализм, карикатура.
Составлять композиции традиционных русских народных росписей: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Полхов-Майдан, Мезенская, Палех.
Создавать эскизы для платков, домовой резьбы, витража.
Работать в коллективе, по подгруппам и индивидуально.

Особые условия проведения

Изучение и применение художественных навыков на практике дает возможность сформировать эстетически развитую, богатую духовно и креативно мыслящую личность, умеющую не только понимать и разбираться в произведениях искусства, но и по возможности создавать их.

Особенности организации образовательного процесса. Учащиеся сформированы с учетом возрастных категорий (разновозрастные группы), состав группы постоянный.

Объем и срок освоения программы.

Программа ориентирована на учащихся младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения.

Количество учебных часов в год – 105 часов, в неделю 3 часа. Набор учащихся свободный и осуществляется на основе устава учреждения (положение о порядке приема, отчисления и учета движения учащихся в МКОУ Купинской школы – интернат), Сан-ПиН (2.44.31.72-14 от 04.07.2014 г.).

Состав учебных групп постоянный – 12-15 учащихся в группе.

Материально-техническая база

Помещение: учебный кабинет – S=60м2.

Материально-техническое обеспечение.

Реализация программы осуществляется в хорошо освещаемом помещении, оборудованном 8 двухместными столами разной высоты. Также в кабинете находится маркерная доска с подсветкой (1), демонстрационный шкаф (1), шкаф для оборудования (4), мольберты (4). На каждого обучающегося имеется набор, состоящий из доски для лепки, палитр, кисточек, карандашей, ножниц, стеков, и других материалов и инструментов.

В кабинете находится компьютер, принтер, стационарный проектор, имеется доступ к интернет – источникам.

Информационное обеспечение.

Присутствует электронно-программное обеспечение:

- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, декоративно-прикладному искусству;

- музыкальные записи;

- специализированные компьютерные программы.

 

В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества

(Ш.А. Амонашвили. В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков).

Цель применения технологии: обеспечить наиболее эффективное достижение прогнозируемых результатов обучения и раскрыть потенциальные возможности каждого учащегося за счет предоставления возможности работать в индивидуальном темпе.

Данная технология предполагает свободный обучаемыми практической творческой деятельности, времени, объема информации и уровня сложности материала.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД).

(И.П. Волков, И.П. Иванов)

Цель применения технологии: развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности, воспитать общественно – активную творческую личность.

Использование данной технологии предполагает организацию совместной деятельности педагога и обучающихся, при которой все члены коллектива участвуют в подготовке, разработке, осуществлении и анализе любого дела.

Практико-ориентированная технология.

(Т.К. Селевко)

Цель применения технологии: сформировать творческие способности детей, обучить самостоятельному применению знаний, умений и навыков на практике при создании художественного образа.

Практико-ориентированная технология предполагает ознакомление обучающихся с наиболее значимыми произведениями традиционного декоративно-прикладного и народного искусства, формирование субъективного мировоззрения, отражающегося в реализации знаний, умений, навыков. Учащиеся настраиваются на самостоятельное выполнение творческих работ, проектов.

Проблемное обучение.

(М.И. Махмутов, И.Я. Лернер)

Цель применения технологии: активизация познавательной деятельности учащихся. Использование данной технологии предполагает создание проблемной ситуации: детям предлагается конкурсная номинация или тема, педагог выводит детей на размышление, обсуждение, рассмотрение проблемы с различных позиций, побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы. Реализация технологии проблемного обучения способствует формированию у детей способностей: самостоятельно приходить к решению путем размышления и анализа.

Личностно-ориентированная технология.

(И.С. Якиманская)

Цель применения технологии: развить творческий потенциал, индивидуальные творческие и познавательные способности детей на основе имеющегося у них жизненного опыта.

Применение данной технологии предполагает: комплектование учебных групп одно возрастного состава, а так же однородного уровня знаний и умений; создание благоприятной творческой атмосферы, комфортного психологического климата. Педагог поощряет детей к самовыражению, самообразованию и стремится к максимальному раскрытию потенциала каждого обучающегося.

Здоровьесберегающая технология.

Цель применения технологии: сохранить здоровье учащихся на занятиях, привить стремление к здоровому образу жизни.

Применение данной технологии предполагает комфортную для обучения окружающую среду: просторный кабинет, подобранную по росту мебель, соответствующее освещение, температуру и состояние воздуха. Соблюдение режима занятий: продолжительность согласно возрасту, динамические паузы, перемены, упражнения на стимулирование тела, рук и пальцев, глаз. Постоянное наблюдение педагогом за осанкой и положением всего тела на занятии. Беседы, воспитательные и творческие мероприятия, посвященные здоровому образу жизни.

Дидактический материал.

1. Литературные произведения к урокам изобразительного искусства (сказки русских и зарубежных авторов: А.С. Пушкин, В. Сутеев, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и др.).

- Подшивки журналов «Художник».

- Подбор статей об искусстве журнала «Работница».

2. Наглядно-демонстрационный материал:

- Рассказы, беседы с демонстрацией на электронном носителе.

- Образцы детских работ.

- Подбор конкурсных заданий (игры, викторины, конкурсы): «Дорисуй рисунок», «Какой фрагмент лишний?», кроссворды на художественную тему. Карточки с изображением художественного произведения, с обратной стороны – автор произведения.

3.Наглядные средства обучения:

- Образцы работ преподавателя и детей, схемы, таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, чертежи, рисунки, плакаты, иллюстрации.. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

(Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Палех, Дымковская игрушка).