Программа по мотоспорту «Мотоспорт-здоровый образ жизни»

В условиях сельской местности среди населения особо востребован технически грамотный человек, умеющий профессионально управлять транспортным средством, обладающий навыками технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Занятия техническими видами спорта в подростковом возрасте способствуют формированию специальных компетенций в области технической деятельности и дают возможность не только творческой самореализации подростков, а в дальнейшем осознанного выбора своего образования и решения глобальной проблемы современного общества, как сохранения кадров на селе.

 

Таким образом, программа «Мотоспорт – здоровый образ жизни» является актуальной для образовательного пространства сельской местности, так как посредствам занятий техническими видами спорта (мотомногоборье) решает задачи практико-ориентированной помощи в личностном самоопределении и самореализации учащихся, в развитии мотивации к познанию, творчеству, труду, занятию спортом, ведению здорового образа жизни.

 

Педагогическую целесообразность данной программы определили новые цели образования, востребованные обществом и растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное и личностно-ориентированное образование.

 

Новизна дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мотоспорт – здоровый образ жизни» заключается, в ее содержании. Программа ориентирована на развитие у учащихся специализированных знаний и умений в области мотоспорта и технического творчества и включает в себя несколько направлений деятельности: мотомногоборье, скийоринг, рационализаторская работа. С учетом спектра знаний, получаемых учащимися объединения, и практических навыков работы с техникой, данная программа по целевому назначению является профессионально-ориентированной.

 

 

Педагоги

Мороз Виктор Алексеевич – педагог дополнительного образования по мотоспорту, первой квалификационной категории.

Виктор Алексеевич отработал 20 лет в МВД и имеет 3 медали «За безупречную службу», Памятный знак «За труд на благо города» в честь 125-летия со дня основания города Новосибирска.

 

Повышение квалификации:

ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Программа: «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандартного», в объеме 72 часа, 2019 год.

 

С 2008 года Виктор Алексеевич занимается педагогической деятельностью.

 

Своих воспитанников он приучает к дисциплине, ответственности и порядку во всем. Для них он не только наставник, но пример для подражания. Так как в сельской местности не мало детей из неполных семей. К ребятам из объединения он относится как своим собственным детям, за что его очень любят, а родители и коллеги ценят и уважают.

 

Воспитанники объединения участвуют не только в областных соревнованиях, но и региональных и занимают призовые места как в личном зачете, так и в общекомандном.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

  1. Вводное занятие (1ч)
  2. История развития мотоспорта (2ч)
  3. Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  4. Основы технических знаний. Общее устройство мотоцикла и двигателя (27ч)
  5. Подготовка техники и трассы к тренировкам и соревнованиям (45ч)
  6. Учебно-тренировочное вождение (108ч)
  7. Тактическая подготовка (27ч)
  8. Правила и организация проведения соревнований по мотомногоборью. Участие в соревновательном событии (4ч)
  9. Правила дорожного движения (54ч)
  10. Общая и специальная физическая подготовка (14ч)
  11. Основы медицинских знаний. Основы оказания первой помощи (9ч)
  12. Текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)

 Учебно-тематический план второго года обучения:

  1. Вводное занятие (1ч)
  2. Устройство спортивных мотоциклов(9ч)
  3. Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  4. Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировке и соревнованиям (57ч)
  5. Учебно-тренировочное вождение (134ч)
  6. Правила и организация проведения соревнований по скийорингу. Участие в соревновательном событии (6ч)
  7. Правила дорожного движения (81ч)
  8. Специальная физическая и психологическая подготовка спортсменов (21ч)
  9. Текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)

Учебно-тематический план третьего года обучения:

  1. Водное занятие (1ч)
  2. Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  3. Устройство спортивных мотоциклов Российского и зарубежного производства (9ч)
  4. Рационализаторская работа (74ч)
  5. Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировке и соревнованиям (54ч)
  6. Спортивно-тренировочное вождение (102ч)
  7. Правила  и организация проведения соревнований по мотомногоборью/ скийорингу. Участие в соревновательном событии (6ч)
  8. Правила дорожного движения (54ч)
  9. Специальная физическая подготовка спортсменов (9ч)
  10. Текущий контроль и итоговая аттестация (6ч)

 

Цели программы

Цель программы: формирование здорового образа жизни и трудовых навыков обучающихся посредством освоения теории и практики технического обслуживания и вождения мототехники. 

 

Задачи:

Личностные:

- сформировать готовность к творческому и жизненному самоопределению;

- развивать мотивацию к познанию, труду и творчеству;

- способствовать стремлению к получению новых знаний и развитие эмоционально – волевой сферы;

- учить проявлять уважение и быть сопричастным к делам своей страны, ее истории и культуре;

- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные:

- учить организовывать свою учебно-познавательную деятельность:

  • принимать и сохранять учебную задачу,
  • выстраивать алгоритм действий,
  • выбирать наиболее эффективные пути решения,
  • осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения,
  • оценивать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,осознавать  качество усвоения;

- формировать у учащихся способность к саморегуляции.

Коммуникативные:

- формировать умение:

  • слушать собеседника и вести диалог,
  • излагать и аргументировать свое мнение,
  •  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности,
  • работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- формировать умение:

  •  осуществлять поиск информации,
  • выделять главное при работе с информацией, схемами, знако-символическими средствами, учебными моделями,

- развивать логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Образовательные (предметные)

Способствовать формированию:

  • базовых знаний об устройстве мототехники;
  • умений в сфере технического обслуживания и ремонта мотоциклов;
  •  базовых компетенций в области вождения мотоцикла;
  • готовности к соревновательной деятельности;
  • умений в сфере рационализаторской работы;
  •  навыков использования различных инструментов и оборудования;
  •  базовых знаний по правилам дорожного движения и оказанию первой доврачебной помощи.

Результат программы

Предметные результаты: 

Первый год

Будут знать:

- общее устройство мотоцикла;

- особенности выполнения упражнений (фигур);

- основные приемы подготовки техники к соревнованиям;

- правила проведения соревнований по мотомногоборью;

- основы правил дорожного движения;

- основы оказания первой доврачебной помощи;

- технику безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.

 Будут уметь:

- управлять мотоциклом по заданию;

- выполнять простейшие операции регулировки узлов мотоцикла;

- находить и устранять неисправность;

- пользоваться инструментами и оборудованием для обслуживания и ремонта мотоцикла;

- соблюдать меры безопасности при работе с техникой и инструментом.

Иметь навыки участия в соревнованиях.

Второй год

 Будут знать:

- устройство двигателя и ходовой части мотоцикла;

- особенности прохождения различных элементов трассы;

- правила проведения соревнований по скийорингу;

- особенности проведения тренировок в зимний период;

- правила дорожного движения;

- основные приемы работы на сложном оборудовании;

- технику безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.

 Будут уметь: 

- самостоятельно производить ремонт, модернизировать ходовую часть и двигатель мотоцикла;

- выполнять упражнения (фигуры) и проходить различные участки трассы, правильно выбирать траекторию движения;

- владеть техникой вождения мотоцикла, как летом, так и зимой;

- пользоваться инструментами и оборудованием для обслуживания и ремонта мотоцикла.

Иметь навыки участия в соревнованиях.

Третий год

 Будут знать:

- конструктивные особенности строения мотоциклов отечественного и зарубежного производства;

- устройство двигателя и ходовой части мотоциклов отечественного и зарубежного производства;

- основные приемы работы на сложном оборудовании;

- правила дорожного движения;

- технику безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.

 Будут уметь:

- проводить диагностику и комплексное обслуживание мотоцикла;

- оптимально выполнять упражнения (фигуры), проходить прямые, повороты и всю трассу;

- проектировать, конструировать,  разрабатывать и изготовлять наглядные пособия;

- находить информацию в технической литературе и интернет источниках;

- работать с чертежно-измерительным, слесарным инструментом, электроинструментом,  станочным оборудованием;

- уметь моделировать стратегию поведения в нестандартных дорожных ситуациях.

Иметь навыки участия в соревнованиях и их судействе.

 

 

 

 

 

Особые условия проведения

Набор детей в группы первого года обучения осуществляется в начале учебного года без проведения индивидуального отбора не зависимо от способностей и уровня развития. Возможно зачисление вновь прибывших учащихся на второй и третий год обучения исходя из результатов диагностики стартовых возможностей. В течение года допускается добор. Объединение формируется на основе добровольного согласия учащихся и письменного заявления от родителей, при наличии справки о состоянии здоровья.

 

Состав каждой группы постоянный, формируется в зависимости от года обучения, способностей учащихся и режима их занятий в общеобразовательной школе. В группах могут заниматься как дети, близкие по возрасту, так могут формироваться и разновозрастные группы, так как  предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.  

Возможен переход учащихся из одной группы в другую по уважительным причинам и по согласованию с администрацией. В случае если по каким-то причинам учащийся не смог освоить этап программы за один год, допускается повторное её прохождение.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

Для проведения теоретических занятий имеется учебный класс.

 

Также имеются помещения для ремонта и технического обслуживания мототехники, для практических занятий, для хранения мототехники.

 

Для организации занятий по вождению мотоциклов используется ровная площадка на территории поселка Майский, а также полигон для соревнований и тренировок на окраине поселка.

 

Для изучения правил дорожного движения используются компьютерные программы-тесты, плакаты, учебная магнитная доска, настольные игры.

 

Имеются мотоциклы:

  1. LIFAN - 156 FMI-2-125 см.
  2. Восход 3м-175 см.
  3. Собственной конструкции на баз Шасси "Минск" -110 см.
  4. Спортивный XVQH-806W-110 см.
  5. Скутер Хонда. Дио.