Программа «Растения и их клоны»

Биотехнология, как наука является важным разделом современной биологии и в конце двадцатого века стала одним из ведущих приоритетов в мировой науке и экономике.

 

Человек давно научился применять биотехнологические процессы в повседневной хозяйственной деятельности, постоянно их совершенствуя. Например, изготовление пива, производство кисломолочных продуктов, вина, уксуса и др., изготовление простейших лекарств и переработка отходов.

 

В настоящее время неправомочные рубки лесов и гигантские лесные пожары сильно сократили биоразнообразие Тайги и её площадь. Пройдёт довольно много времени для восстановления лесов.

 

Не смотря на работу питомников и на получение большого количества саженцев, для восстановления леса потребуется значительно много времени. Микроклональное размножение растений позволяет массово получать посадочный материал высокого качества. По мимо этого, данное направление позволяет получать и поддерживать высококачественные селекционные линии растений для сельскохозяйственных нужд. Так же, технология позволяет проводить исследования по физиологии растений.

 

Актуальность данной программы заключается в том, она даёт возможность понять значимость природы вокруг нас. Покажет возможности слаженной работы растения и человека. Приобщит обучающихся к основам исследовательской и экспериментальной деятельности в условиях приближенных к лабораторным. Сформирует у ребят навыки индивидуальной и групповой работы в коллективе, а также навыки поиска и работы с научно-технической информацией.

 

Данный курс рекомендован для тех кто хочет связать свою судьбу с биологией, понять как работает растительный организм и осознать насколько сильна и хрупка природа вокруг нас.

Педагоги

Руководитель: Несмелова Лилия Андреевна, педагог дополнительного образования. 

Образование: высшее, Дальневосточный Федеральный университет, 2015 год.

Полученная специальность: биохимия/биотехнология.

Стаж общий: 8,5 лет.

Содержание программы

1. Введение в биотехнологию – 4 часа.

2. Ботаника высших растений – 10 часов.

3. Основы физиологии растений – 4 часа.

4. Микроклональное размножение – 4 часа.

5. Этапы микроклонального размножения – 2 часа.

6. Выбор объекта для микроклонирования – 2 часа.

7. Питательные среды для микроклонирования – 2часа.

8. Стерилизация – 2 часа.

9. Принципы работы в лабораторных условиях. Техника безопасности – 12 часов.

10. Области применения микроклонирования – 2 часа.

11. Экспериментальная работа – 40 часов.

Итого: 84 часа.

Цели программы

Цель программы – обучить школьников работать в лабораторных условиях и вести научную деятельность в рамках дополнительного образования.

 

Задачи:

Образовательные:

– умение вести научно-исследовательскую деятельность.
– приобретение первичных навыков работы в лаборатории.
– умение искать и обрабатывать информацию.
– умение работать с лабораторным оборудованием.
– умение подбирать условия для роста растений.
– умение применить полученные знания в жизни.

Развивающие:

– формирование интереса к изучению естественных наук.
– формирование навыка поиска и обработки информации.
– умение принимать самостоятельные решения.
– умение находить самостоятельно ответы на поставленные задачи.

Воспитательные:

– воспитание способности к самоорганизации.
– воспитание культуры исследовательской деятельности школьников.
– воспитание информационной культуры личности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
– основные понятия по ботанике высших растений, физиологии растений и биотехнологии;
– современные экспериментальные методы в биологии;
– устройство лаборатории и основы работы в ней;
– основы научно-исследовательской деятельности;
– как искать и обрабатывать информацию.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
– применять на практике полученные навыки;
– осуществлять исследовательскую деятельность в пределах сформированных компетентностей;
– решать поставленные перед собой задачи.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

– навыки учебно-исследовательской деятельности;
– навыки самоорганизации;
– описывать и обобщать результаты проведенных исследований;
– навыки самообразования;
– представление о нормах и правилах поведения.

Материально-техническая база

Занятия по реализации образовательной программы осуществляется в специально оборудованном для занятий помещении. в помещении имеются столы, стулья, интерактивная доска, компьютер с возможностью доступа в интернет.

Для успешного освоения образовательной программы необходим следующий перечень учебно-наглядного оборудования:

1. УФ-лампы.

2. Лабораторная посуда: стаканы, колбы, чашки Петри, банки, пробирки, шпателя, ложки.

3. Лабораторное оборудование: автоклав, весы, бинокулярный микроскоп, пинцеты, скальпели, штативы, спиртовки, рН-метр, плитка, сушильный шкаф, фитолампы, стеллажи.

4. Расходные материалы: химические реактивы, материнские растения, бумага Крафта, фильтровальная бумага, почвенный грунт, керамзит, цветочные горшки.

5. Учебно-методические пособия.