Программа «Lego-конструирование и робототехника»

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Адресат программы – обучающиеся 5-6 лет, увлеченные конструированием из наборов серии Lego.

На данную программу принимаются все желающие заниматься Lego конструированием и программированием Lego-моделей

Педагоги

Голошевская Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории. Педагогический стаж 4 года

Содержание программы

Раздел 1. Введение в робототехнику

Раздел 2. Конструктор Lego Wedo

Раздел 3. Программное обеспечение Lego Wedo

Раздел 4. Детали Lego Wedo и механизмы

Раздел 5. Сборка моделей Lego Wedo

Раздел 6. Конструктор и программное обеспечение Lego Wedo 2.0.

Раздел 7. Сборка моделей Lego Wedo 2.0.

Раздел 8. Сборка моделей Lego «Технология и физика»

Раздел 9. Работа над проектами

Цели программы

Цель – развитие личности дошкольников в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора LEGO.

Задачи Программы

Личностные:

  • Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение.
  • Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников.
  • Формировать устойчивый интерес к конструированию у дошкольников.

Предметные:

  • Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное.
  • Знакомить с окружающей действительностью.
  • Формировать у детей умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO и овладевать вариативными способами соединения деталей для решения конкретной конструктивной задачи.
    Формировать умений детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели.
  • Развивать мелкую моторику, речь, познавательную и исследовательскую активность детей.
    Развивать у детей умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, совершенствовать навыки индивидуального и коллективного творчества.
  • Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования

Метапредметные:

  • Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  • Формировать навыки творческого мышления.
  • Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
  • Закреплять положительные эмоциональные чувства при достижении поставленной цели

Результат программы

Планируемые результаты реализации программы:

- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO WeDo, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческотехнической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;

- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческотехнической и исследовательской деятельности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;

- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO We Do по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;

– ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO We Do

Материально-техническая база

Для эффективной реализации программы имеются:

  • Столы - 4 шт.
  • Шкафы встроенные - 2 шт.
  • Ноутбуки с программным обеспечением для работы с конструктором Lego Wedo 1.0., Lego Wedo 2.0., поддерживающие Bluetooth - 4 шт.
  • Принтер цветной -1 шт.
  • Мультимедийный экран -1 шт.
  • Мультимедийный проектор - 1 шт.
  • Наборы конструкторов: Lego Wedo 1.0. -1шт.
  • Наборы конструкторов: Lego Wedo 2.0.  - 3 шт.
  • Прикладное программное обеспечение Lego Wedo, Lego Wedo 2.0 - 1 шт.
  • Набор RoboRobo RoboKids - 1 шт.
  • Робот –конструктор MotoBoot - 1 шт.
  • Наборы Cuboro (Basis - 1 шт., Standart - 1 шт.)
  • Наборы Robot Mouse - 2 шт.
  • Конструкторы «Знаток» - 4 шт.
  • Конструктор «Горки» - 4 шт.