Программа «Природа и творчество»

  • (1)

Данная образовательная программа разработана для реализации содержания дополнительного эколого-биологического образования, знакомства с природой родного края, гербарием, приобщает к прекрасному удивительному миру растений и животных, учит видеть любое растение с экологической и с эстетической точки зрения. Это попытка ребенка не только изучить закономерности существования природных сообществ, но и воссоздать их своими руками.

 

Природа не только дарит человеку возможность любоваться её красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом. Она учит ребят удивительной способности фантазировать, творить необычное из её даров. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. В процессе художественно-трудовой деятельности, учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям, создаются условия для всестороннего развития личности, дети приобщаются к коллективному творчеству, а также выражая свои индивидуальные художественные способности, делают свою жизнь более яркой, самобытной. Именно сейчас, когда люди стремятся красиво обустроить свой быт, когда самое простое решение вносит неповторимый комфорт, программа «Природа и творчество» востребована и современна. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей – ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.

 

Приобщает к прекрасному удивительному миру растений и животных, учит видеть любое растение с экологической и с эстетической точки зрения.

 

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, чтобы обучающиеся, прежде всего полюбили малую родину. Дело в том, что наш край богат озерами и лесами, болотой и тайгой, поэтому немало рыбы, животных, растительности, ягод и грибов. И это особенно позволяет мне как педагогу, не просто говорить о природе как абстрактном понятии, а о конкретных вещах, окружающих нас. К тому же обучающиеся благодаря творчеству, смогут не только раскрыть свою фантазию, но при этом полюбить природу своего родного края. Дети которые обучаются по программе прививают в себе любовь к природе, к ее охране, недаром проблема экологии нынче, актуальна.

 

Новизна данной программы от уже существующих в данном учреждении заключаются в том, что занятия с бросовым материалом, с природным материалом не требует больших материальных затрат в обучение. Она является способом развития творческого потенциала ребѐнка, в ней предусмотрено выстраивание своей «лестницы» развития для каждого ребѐнка. Воспитательное воздействие направлено на решение актуальных проблем нравственного развития личности. Обучение по программе «Природа и творчество» создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа позволяет решить проблему экологического воспитания детей по средствам искусства. Курс программы связан со школьными уроками технологии, биологии. Он помогает обучающимся расширить и углубить знания, полученные на уроках, даѐт возможность лучше раскрыть свои способности и использовать приобретѐнные навыки при изучении других школьных предметов для составления проектов, наглядных пособий. Обучающийся получает возможность проявить фантазию, вкус, увидеть красоту природы, стать собраннее, внимательнее, добрее.

 

 К отличительным особенностям данной программы можно отнести формы организации учебного занятия: традиционные формы проведения занятий, нетрадиционные (составление и разгадывание кроссвордов и ребусов, игры-викторины, тематические и отчетные выставки, календарные праздники, индивидуальные и групповые творческие проекты, защита проектов, конкурс, мастер – класс.).

Педагоги

Мурсалимова Аклимя Нуртдиновна, педагог дополнительного образования.

Стаж работы: 13 лет

Расписание

Ул. Матросова, д. 1:

Вторник: 13.30 ч. – 15.30 ч.

Пятница: 13.00 ч. – 15.00 ч.

 

ул. Пролетарская, д. 81:

Вторник: 10.30 ч. – 12.30 ч.

Пятница: 10.30 ч. – 12.30 ч.

Содержание программы

6Программа рассчитана на два года обучения.

На освоение программы отводится 360 ч:

1-й год обучения – 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа);

2-ой год обучения – 216 часа в год (2 раза в неделю по 3 часа);

Продолжительность учебного года – 36 недель.

 

Учебный план 1-го года обучения – 144 ч.:


Теория – 34 ч.:

1.Вводное занятие – 1 ч
2.Тема: «Засохшие листья и цветы.Рождѐнные заново» – 14 ч
3.Тема: «Дикие животные природы» – 6 ч.
4.Тема: «Работа с природным материалом»- 4 ч.
5.Тема: «Живой мир природы» – 2 ч.
6.Тема: «Бумажное творение» – 2 ч.
7.Тема: «Вторая жизнь бросового материала»- 5 ч.

Практика – 107 ч.:

1.Вводное занятие – 1 ч
2.Тема: «Засохшие листья и цветы.Рождѐнные заново» – 10 ч
3.Тема: «Дикие животные природы» – 26 ч.
4.Тема: «Работа с природным материалом»- 10 ч.
5.Тема: «Живой мир природы» – 24 ч.
6.Тема: «Бумажное творение» – 12 ч.
7.Тема: «Вторая жизнь бросового материала»- 17 ч.
8. Итоговая выставка работ – 2 ч.
9.Выставки. Экскурсии. Конкурсы – 8 ч.

 

Учебный план 2-го года обучения – 216 ч.:


Теория – 65 ч.:


1.Вводное занятие −1 ч.
2.Тема: «Легенды о цветах» −10 ч.
3.Тема: «Кладовая природы» – 9 ч.
4. Проведение акции «Очистим планету от мусора», «Наш водоем без мусора»-6 ч.
5. Тема: «Подводный мир природы»-9 ч.
6.Тема: «Работа с природными материалами: скульптура и объемная сюжетная композиция» −9 ч.
7.Тема: «Аппликация» – 6 ч.
8.Тема: Проектная деятельность «Природа родного края», «Экология в опасности» −6 ч.
9.Участие в конкурсах – 9 ч.

Практика – 151 ч.:


1.Вводное занятие −2 ч.
2.Тема: «Легенды о цветах» −20 ч.
3.Тема: «Кладовая природы» – 24 ч.
4. Проведение акции «Очистим планету от мусора», «Наш водоем без мусора»-12 ч.
5. Тема: «Подводный мир природы»- 12 ч.
6.Тема: «Работа с природными материалами: скульптура и объемная сюжетная композиция» −15 ч.
7.Тема: «Аппликация» – 21 ч.
8.Тема: Проектная деятельность «Природа родного края», «Экология в опасности» −27 ч.
9.Итоговая выставка работ - 6 ч.
10.Участие в конкурсах - 12 ч.

 

 

Цели программы

Цель: Формирование и выявление творческих способностей у ребенка к творчеству через его увлечение естественнонаучным направлением.

 

 Задачи:

 

Личностные:

-воспитать у учащихся усидчивость, сосредоточенность;

-воспитать потребность трудиться самостоятельно, в паре, группе;

-воспитать у учащихся аккуратность при выполнении изделий декоративно-

прикладного искусства;

-сформировать у учащихся такие ключевые качества, как коммуникативные,

познавательные, художественные, а так же навыки самоконтроля и

самостоятельности.

 

Метапредметные:

-содействовать развитию воображения, абстрактного и пространственного

мышления, внимательности, творческой фантазии, моторики рук;

-развить эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности учащихся, их эрудицию.

-развить творческий опыт как формирование способности к самостоятельным

действиям в ситуации неопределенности;

 

Образовательные:

· сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

· формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

· обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом и другими материалами работы по декоративно прикладному исскуству.

· расширять кругозор и терминологический лексикон в области экологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

· формировать у детей умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом выполнения действий или самостоятельно выполнять работу.

 

Результат программы

Планируемы результаты концу первого года обучения:

 

Личностные:

- у учащихся будет усидчивость, сосредоточенность;

-будут трудиться самостоятельно, в паре, группе;

- у учащихся будет аккуратность при выполнении изделий декоративно-

прикладного искусства;

 

Метапредметные:

- будут содействовать развитию воображения, абстрактного и пространственного мышления, внимательности, творческой фантазии, моторики рук;

-будет развит эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности, эрудиция.

 

Образовательные:

Будут сформированы специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

· Будут формированы основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

· Будут уметь работать с природным, бросовым и полимерным материалом.

В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить:

· критическое мышление – потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений;

· креативность – потребность, способность и готовность к созданию нового;

· коммуникация – потребность, способность и готовность к общению;

· коллаборация – потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности;

· самопрезентация-потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.

 

Планируемы результаты концу второго года обучения:

 

Личностные:

-будут сформированы у учащихся такие ключевые качества, как коммуникативные, познавательные, художественные, а так же навыки самоконтроля и самостоятельности.

- будут стремиться сотрудничать и интересоваться тем, как выполняют другие дети.

 

Метапредметные:

-будет развит творческий опыт как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- будут уметь использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала;

– будут владеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 

Образовательные:

-расширится кругозор и терминологический лексикон у обучающихся в области экологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

- будут сформированы у детей эстетические переживания, умения видеть красивое в окружающем;

– будут сформированы у детей умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом выполнения действий или самостоятельно выполнять работу.

- будут уметь элементарные знания и навыки работы по бисероплетению, работе с ленточками, тестопластике, с бросовым материалом.

- Знать и распознавать цветы (домашние, полевые);

-Знать представителей подводного мира;

- Иметь представление о скульптуре и строить объемные композиции;

- Уметь работать над проектной деятельностью;

-Уметь проводить акции;

- Знать принципы композиции;

 

 

 

Материально-техническая база

Оборудование:

Столы, стулья, доска настенная, шкафы для хранения материалов, демонстрационные стеллажи.

Инструменты:

Карандаши, ручки, линейки, ножницы, циркули, кисти, швейные иглы, ручные иглы, стиральные резинки, баночки.

Учебные пособия;

Основным методическим пособием является образовательная программа. Рекомендуемые задания, темы в программе соответствуют возрастным особенностям учащихся. Дополнения, изменения вносятся с учетом условий и возможностей, наличия рабочего материала.

 

Информационное обеспечение:

Электронные образовательные ресурсы – видео.