Программа «Эколашка» МЗ

Слово «экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

 

Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.

 

Формирование экологической культуры есть осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Педагоги

Щербакова Татьяна Викторовна – педагог дополнительного образования, стаж работы 2 года, квалификационной категории не имеет.

Прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Естественнонаучное образование (по профилям: химия, биология, экология, география)», 2018 год.

 

Чернова Елена Владимировна – педагог дополнительного образования, стаж работы 2 года, квалификационной категории не имеет.

Прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Естественнонаучное образование (по профилям: химия, биология, экология, география)», 2018 год.

 

Соболевская Елизавета Николаевна – педагог дополнительного образования, стаж работы 2 года, квалификационной категории не имеет.

Прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Естественнонаучное образование (по профилям: химия, биология, экология, география)», 2018 год.

 

Глумнушина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования, без категории, стаж-11 лет. Курсы. АНО АПО «СИПППИСР» 2018 год.

 

Кондакова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, стаж-29 лет. Курсы, 2016 год, Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы.

Содержание программы

1-й год обучения:

  • Вводное занятие – 1 час.
  • Что такое экология − 7 часов.
  • Неживое в природе – 13 часов.
  • Живое в природе – 17 часов.
  • Среда обитания – 13 часов.
  • Полевая практика – 17 часов.

Итого – 68 часов.

 

2-й год обучения:

  • Вводное занятие – 1 час.
  • Моря и океаны – 11 часов.
  • Равнины – 6 часов.
  • Пустыни – 7 часов.
  • Леса – 11 часов.
  • Полярные районы – 6 часов.
  • Горы – 6 часов.
  • Реки и озера – 6 часов.
  • Полевая практика – 13 часов.

Итого – 68 часов.

 

3-й год обучения:

  • Вводное занятие – 1 час.
  • Организм и среда – 4 часа.
  • Взаимоотношение организмов – 12 часа.
  • Биологическое разнообразие – 10 часов.
  • Сообщества и системы. Их разнообразие – 10 часов.
  • Экологические проблемы и пути их решения. Охрана природы – 6 часов.
  • Исследовательская работа – 12 часов.
  • Полевая практика – 13 часов.

Итого – 68 часов.

 

4-й год обучения:

  • Вводное занятие – 1 час.
  • Мой город – 4 часа.
  • Особенности природы родного края – 4 часа.
  • Дикорастущие растения и грибы родного края – 12 часов.
  • Многообразие животных родного края. Охрана животных – 12 часов.
  • Водоемы родного края и их обитатели – 10 часов.
  • Исследовательская работа – 12 часов.
  • Полевая практика – 13 часов.

Итого – 68 часов.

Цели программы

Цель программы: формирование основ экологической грамотности детей младшего школьного возраста.

 

Задачи:

Предметные:

  • формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся;
  • способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы родного края;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы.

 

Метапредметные:

  • участвовать в практической деятельности по охране природы;
  • формировать представления о природных сообществах;
  • формировать представления об охраняемых территориях России и родного края.

 

Личностные:

  • сочетать коллективные и индивидуальные формы работы;
  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, работы в группах;
  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • создавать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность;
  • воспитывать экологически целесообразного поведения.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • роль и место человека в природе;
  • роль биоразнообразия, живого вещества в создании биосферы и сохранении среды, основные экологические проблемы, их причины, пути и методы решения;
  • основные экологические проблемы, порождаемые деятельностью человека, пути и методы их решения;
  • основные методы исследования в природе.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • объяснять понятие «Живая и неживая природа»;
  • сформулировать несложные проблемы и провести их опытную проверку, опираясь на знания экологии;
  • проводить простые лабораторные опыты, анализировать полученные данные;
  • оформить результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, диаграмм, графиков, формулирования выводов;
  • собрать информацию по проведенному исследованию;
  • планировать и проводить собственные исследования;
  • осознавать чувство личной ответственности за сохранения природы.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
    управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    владеть монологической и диалогической формами речи.

Материально-техническая база

- Учебное помещение: кабинет для занятий площадью 50 м2, расположенный по адресу город Барабинск, улица Деповская, дом 13, МКОУДО «ЦДОД» (Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей»).

 

- Материально-техническое обеспечение:

  • электронный микроскоп – 1 штука;
  • специальное лабораторное оборудование: микроскопы, лупы, предметные и покровные стёкла, комплекты микропрепаратов, колбы, пробирки (большие и малые) и стойки для них, биологические коллекции, фланель, коробки, банки, чашки Петри (большие и малые), перочинный нож;
  • АРМ педагога (компьютер, проектор, сканер, принтер).

 

- Информационное обеспечение:

  • стенды (инструкция по охране труда, план эвакуации детей).

 

- Методический комплекс:

  • папка с результатами учеников;
  • видеоролики по биологии;
  • специальная литература;
  • аттестационные материалы;
  • конспекты открытых занятий.