Программа «Мастерица»

  • (1)

Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.

 

Актуальность программы «Мастерица» заключается в том, что сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение декоративно-прикладного искусства отводится ограниченное время и учащиеся получают лишь основные знания в различных областях культуры и искусства, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Занятия по данной программе дает более углубленные знания о произведениях декоративно-прикладного  творчества и о региональном наследии, развивают фантазию, творческое мышление, художественный вкус,   эстетическое отношение к действительности  и практические умения в различных видах творчества, учат трудолюбию, аккуратности, терпению и самостоятельности. И в течение короткого промежутка времени они делают осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть могут самореализоваться и самоопределиться. После чего   чаще занимают призовые места на муниципальных, региональных и всероссийских уровнях.

 

Характерной особенностью данной программы является то, что занятия с обучающимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает.

 

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области заключается, состоит в том, что она составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию.

 

 Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица», ребенок укрепляет свою принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. А главное детям просто нравится творить своими руками.

 

Новизна программы:

  1. В содержание программы включено изучение различных видов ДПИ.
  2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
  3. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста, в технике квиллинг и модульное оригами - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома  и т.д.
  4. Программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках развивающего труда и технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
  5. Образовательная программа  разработана с учётом современных образовательных технологий и методик:
  • компьютерные технологии для музыкального оформления занятий, презентаций;
  • коллективная творческая деятельность (И.П.Иванов);
  • педагогика сотрудничества (В.А.Караковский);
  • метод игры и игрового тренинга (Д. Б. Эльконин, А.А.Вербицкий);

Педагоги

Мурсалимова Аклимя Нуртдиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории 

Стаж работы: 25 лет

Повышение квалификации "Современные тренды системы дополнительного образования" 2020 г. (ГАУ ДО НСО "ОЦРТДиЮ");

Победитель Всероссийского педагогического конкурса "Педагогика XXI  века: опыт и достижения" 2020 г.

 

 

Расписание

Среда:

  • с 14.00 ч до 14.45 ч
  • с 15.00 ч до 15.45 ч

Суббота:

  • с 14.00 ч до 14.45 ч
  • с 15.00 ч до 15.45 ч

Содержание программы

Теория - 42 ч.:

Вводное занятие - 3 ч.
 
Раздел 1 «Бумажный мир» - 14 ч.:

  • Тема №1 «Бумага и картон». «Вырезание»
  • Тема №2 «Сгибы и складки»
  • Тема №3 «Работа с гофрированной бумагой»
  • Тема №4 «Мозаика»
  • Тема №5 «Торцевание».

Раздел 2.«Квиллинг» - 6 ч.:

  • Тема №1  «Бумагокручение»
  • Тема №2. «Снежный квиллинг».

Раздел 3. «Тканепластика» - 2 ч.:

  • Тема №1 «Русская примитивная кукла»
  • Тема №2 «Русская кукла-оберег»

Раздел 4. Природный материал» - 2 ч.:

  • Тема №1 Мозаика из цветных опилок

Раздел 5. «Работа с атласными лентами» - 4 ч.: 

  • Тема №1:Цветы в технике канзаши.

Раздел 6. «Солёное тесто» - 4 ч.:

  • Тема №1 «Изделия из соленого теста»

Раздел 7 «Бисеропластика» - 6 ч.:

  • Тема №1 «Французское круговое плетение»
  • Тема №2 « Параллельное плетен».
     

Итоговая выставка работ - 2 ч.:

 

Практика -102 ч.:

Раздел 1. «Бумажный мир» - 14 ч.:

  • Тема №1 «Бумага и картон». «Вырезание»
  • Тема №2 «Сгибы и складки»
  • Тема №3 «Работа с гофрированной бумагой»
  • Тема №4 «Мозаика»
  • Тема №5 «Торцевание».

Раздел 2. «Квиллинг» - 20 ч.: 

  • Тема №1  «Бумагокручение»
  • Тема №2. «Снежный квиллинг».

Раздел 3. «Тканепластика» - 2 ч.:

  • Тема №1 «Русская примитивная кукла»
  • Тема №2 «Русская кукла-оберег»

Раздел 4. «Природный материал» - 10 ч.:

  • Тема №1 Мозаика из цветных опилок

Раздел 5. «Работа с атласными лентами» - 10 ч.:

  • Тема №1:Цветы в технике канзаши.

Раздел 6. «Солёное тесто» -16 ч.:

  • Тема №1 «Изделия из соленого теста»

Раздел 7. «Бисеропластика» - 20 ч.:

  • Тема №1 «Французское круговое плетение»
  • Тема №2 « Параллельное плетен».
      

Итоговая выставка работ - 2 ч.


Выставки. Экскурсии. Конкурсы. - 8 ч.

Цели программы

развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

 

Задачи:

Личностные:

  • развивать творческую активности, эстетическую  культуру, художественный вкус;
  • воспитывать  трудолюбие, создавая атмосферу доброжелательного сотрудничества;
  • проявлять интерес к  выполнению работы других, радоваться результатам совместной деятельности;
  • развивать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • развивать умение организовать  совместную деятельность с педагогом и сверстниками- взаимодействовать и работать в группе.

Метапредметные:

  • научить  рационально, строить самостоятельную творческую деятельность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное;
  • использовать средства информационных технологий для поиска дополнительного материала.

Предметные:

  • познакомить детей с различными видами декоративно -прикладного творчества;
  • познакомить с история возникновения и технологии изготовления изделий;
  • развивать  практические умения и навыки традиционных ремёсел; 
  • развивать знания о видах и свойствах бумаги, картона, ткани и др.
  • развивать навыки работы у обучающихся с различными материалами;
  • развивать умения соединения   элементов между собой, использование шаблонов для  работы.
  • развить знания о стилизации природных форм в декоративные

Результат программы

Личностные:

  • Смогут сотрудничать и интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.

Метапредметные:

  • Смогут рационально, строить самостоятельную творческую деятельность;
  • Смогут   сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Будут использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала.
  • Научатся  использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Предметные:

  • Будут способствовать развитию творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • Будут развиты эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображения;
  • Будут развиты образное  и пространственное мышления, память, внимание;
  • Будут развиты положительные эмоция и волевые качества.

 

По окончании обучения учащиеся:

  • Будут обладать организованностью, аккуратностью;
  • Будут уметь начатое дело доводить до конца;
  • Будут уметь аккуратно пользоваться материалом, уметь оценивать работу товарища;
  • Будут  сотрудничать, и интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.
  • Будет сформирована творческая активность, художественного вкуса;
  • -Будет сформирована чувства цвета; зрительного восприятия формы предмета, использовать в работе различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами;
  • -Смогут овладевать процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • -Будут сформированы у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время

Материально-техническая база

Оборудование:

  • Столы, стулья, доска настенная, шкафы для хранения материалов, демонстрационные стеллажи.

Технические средства обучения:

  • Компьютер, интерактивная доска.

Инструменты:

  • Карандаши, ручки, линейки, ножницы, кисти, швейные иглы, ручные иглы, стиральные резинки, баночки.

Учебные пособия:

  • Основным методическим пособием является образовательная программа. Рекомендуемые задания, темы в программе соответствуют возрастным особенностям учащихся. Дополнения, изменения вносятся с учетом условий и возможностей, наличия рабочего материала.

Информационные ресурсы:

  • http://bestpractice.roskvantorium.ru/- Интерактивный банк лучших практик дополнительного образования детей
  • http://skortg.blogspot.ru/  - Творческая мастерская «Мастерица»
  • http://tehnology-ydod.narod.ru/ - Педагогические технологии дополнительного образования детей