Программа «Волшебная кисточка» ДДТ им. А.И. Ефремова

  • (20)

Общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» имеет базовый уровень освоения программы.

Обучающие получат знания основ изобразительного творчества на расширенном и углубленном уровне, данный уровень направлен на детей, которые имеют начальные навыки рисования, так как ориентирован на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы обучающихся и формирование творческого потенциала обучающихся средствами изобразительной деятельности

 

Актуальность:
Для формирования свободной и высокоорганизованной личности современного общества необходимо уделять большое значение развитию творческого потенциала у детей, начиная с дошкольного возраста.

 

При этом необходимо приблизить условия обучения к естественным условиям восприятия творческого процесса и научить ребят ориентироваться в нём.

 

Важно научить ребенка воспринимать окружающую действительность и приобрести навыки самореализации в ней, а именно создать что-то своими руками используя доступные средства художественной выразительности или принимая участие в художественной деятельности.

Творчество– это состояние постоянного стремления к самосовершенствованию и самопознанию.

 

И если детей научить желанию творить – дарить радость просто так, и, не важно, что у тебя под рукой карандаш, или кисть, ножницы или бумага, главное, что ты можешь себе разрешить создавать красивое просто так, потому что в данный момент у тебя есть в этом потребность, таким образом, процесс творчества в определенных ситуациях важнее полученного результата, если он приносит радость и желание двигаться вперед.

 

Новизна:
Общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» выстроена по принципу вариативности подачи материала художественной деятельности, в зависимости от изучаемого уровня и условий его реализации, триединства целеполагания и связи с жизнью человека, с ролью искусства в повседневном бытии личности и общества.

На занятиях дети формируют учебно-познавательные, ценностно-смысловые, информационные и коммуникативные компетенции, а также развивают свои художественные навыки.

 

Педагогическая целесообразность:
Общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» носит развивающий характер и основана на принципе личностно-ориентированного подхода: дети имеют право на разную степень погруженности в осваиваемый материал, от ознакомления, до погружения и приобретения навыка, что способствует самореализации ребенка и мотивации его занятиям изобразительной деятельностью.

 

Программа построена с использованием игровых методик по принципу «повторяя – усложняем», что позволяет объединить в одной группе детей независимо от их подготовленности.

 

В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те дети, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне.

Педагоги

Другова Татьяна Валерьевна – педагог высшей квалификационной категории.

Общий стаж педагогической работы 18 лет.

Стаж работы в данном учреждении 12 лет.

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет.

 Курсы повышения квалификации: НИПКиПРО «Развитие художественной одаренности в условиях системы дополнительного образования», 13.09.2017 – 27.11.2017.

 

 

  • Статус коллектива: в 2018 году студия ИЗО и ДПИ «Волшебная кисточка» удостоена звания "Образцовый детский коллектив Новосибирской области".

 

Расписание

  • Групповые занятия.
  • Состав учащихся может быть сменным, как одновозрастным, так и разновозрастным.
  • Расписание составляется по мере комплектации групп.

Содержание программы

Содержание программы 1 год обучения:

Программа включает в себя такие виды рисования, как предметное, сюжетное и декоративное рисование, а также изучение основ по цветоведению и комплекс физкультминуток.

Раздел предметного и сюжетного рисования включает изучение элементарных форм изображения растительного, животного мира, мира насекомых, транспорта, предметов одежды и быта.

Для изображения более сложных форм используются шаблоны.

В данном разделе дети получают навыки и умения работы с гуашевыми красками, маркерами и восковыми мелками.

Раздел цветоведение.

Изучение порядка расположения цветов в радуге. Знакомство с основными и дополнительными цветами. Теплыми и холодными цветами и их оттенками. Смешивание цветов.

Комплекс физкультминуток на занятиях – это элемент двигательной активности, который предлагается детям для снятия напряжения, переключении на другой вид деятельности, повышению работоспособности.

Физкультминутка состоит 3-5 упражнений, которые выполняются, сидя за столом или в свободной зоне, не требующей много места.

Предметное рисование – это способ изображения отдельного предмета.

Виды предметного рисования: по памяти, по предварительному наблюдению, рисование с натуры.

● рисование по памяти включает в себя развитие зрительной памяти, наблюдательности, образного мышления;

● рисование по предварительному наблюдению, обучение через показ и изучение, запоминания и рисования конкретного предмета;

● рисование с натуры, обучение видеть предмет, пониманию строения предмета, воспринимать форму и цвет предмета, уметь передавать в своем рисунке.

Задачи предметного рисования:

● научить изображению простых форм предметов, животных, птиц и т.д.;

● передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием;

● научить передаче пропорций предметов;

● развивать зрительную память, образного мышления наблюдательности;

● развивать технические навыки в рисовании цветными мелками, акварельными и гуашевыми красками.

Сюжетное рисование – это изображение нескольких предметов расположенных в пространстве в их взаимодействиях и отношениях. В таких рисунках дети стремятся не только воссоздать окружающее, но и выразить свое отношение к нему.

Виды сюжетного рисования: рисование по замыслу, рисование на заданную тему, выполнение иллюстраций к сказкам, стихам.

Задачи сюжетного рисования:

● научить рисовать главное в сюжете с помощью цвета, формы или, величины;

● научить изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

● учить видеть пропорции предмета и расположение предмета в пространстве.

Декоративное рисование – основная задача состоит в том, чтобы научить детей украшать узором лист или плоскостную заготовку из бумаги по несложной форме предмета.

При обучении детей учитываются закономерности композиции, сочетании красок и форм, применяемых в декоративном искусстве, орнаменте.

Обучая детей декоративному рисованию, на занятиях решаются следующие задачи:

● познакомить с декоративно-прикладным искусством;

● научить детей рисовать различные прямые и волнистые линии, геометрические формы, растительные элементы;

● научить размешать узор на бумаге в форме круга, квадрата, полосы, простой формы предметов быта (разделочная доска);

● научить включать в узор различные цвета и сочетать их.

В предметном и сюжетном рисовании используются нетрадиционные техники передачи изображения:

Монотипия предметная:

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Тычок жесткой полусухой кистью:

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Восковые мелки + акварель:

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Рисование ладошкой:

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения № 1: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Способ получения изображения № 2: ребенок обводит ладошку (всю кисть). Дорисовывает элементы заданного или фантазийного задания.

Аппликация.

задачи работы в технике аппликация:

● расширить запас знаний детей на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

● научить видеть и понимать изменчивость форм, цветов (спелая – не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

● познакомиться с разными материалами (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобрести навыки работы с ними.

Оригами.

Это сгибание/ разгибание, многократное складывание, выворачивание и сворачивание, склеивание, надрезание.

В результате у детей развивается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Кроме того, такая работа развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, развивает трудолюбие и усидчивость.

 

Содержание программы 2 года обучения:

В результате изучения программы 2 года обучения дети учатся понимать особенности живописи как вида изобразительного искусства, отличать её от других видов, познакомиться с несколькими живописными техниками.

Изучают особенности работы в техника акварели (по-сырому, заливка) и техника гуаши (силуэтно-плоскостное письмо, пастозно-мазковое).

Учатся видеть цвет изображаемого предмета во взаимосвязи с цветами и оттенками, окружающей среды и других предметов. Цветовое единство живописного пространства, рефлексы.

Получают начальные сведения о тоне и о тональных соотношениях, как способе передачи формы и пространства в живописи. Светотень, тональные соотношения, тональная живопись "гризайль".

Дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет) и овладевают техническими навыками и приемами изобразительной деятельности.

Цветоведение:

Учатся понимать разницу между краской и цветом, грамотно работать с палитрой и смешивать краски. Изучают основные и дополнительные цвета, локальный цвет. Колорит в живописи. Монохромную цветовую гамму.

Учатся понимать зависимость изображения предметов в натюрморте от характера освещения. Теплая и холодная гаммы. Сближенные и контрастные цвет.

Учатся воспринимать цвет, изменения цвета предметов и явлений, учатся передавать это в своих рисунках.

Беседы об искусстве:

Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале занятий и сопровождаются демонстрацией произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из дидактического фонда студии "Волшебная кисточка«.

Дети знакомятся с понятием художественный образ и средствами его создания: цвет, пластика, рисунок, объемно – пространственные формы.

Дети узнают основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт и учатся их различать.

Рисование с натуры:

В процессе рисования с натуры дети учатся правильно изображать особенности формы предмета, его пропорции, строение передавать цвет предмета близко к образцу.

Рисование с натуры помогает детям овладеть умением анализировать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающей действительности, правильно обследовать предмет. Основные задания по данной теме являются постановочные натюрморты и рисование на пленере.

Творческие задания

Такие задания необходимы для развития самостоятельности и творческой активности детей при рисовании, в выборе объекта изображения, раскрытия темы, эмоциональности, оригинальности композиции и техники.

Имея достаточный багаж знаний, позволяет детям заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, подбирать выразительные средства для воплощения образа.

У детей совершенствуется умение анализировать явления окружающей действительности, выделять их характерные свойства, что затем находит отражение в их рисунках.

 

Содержание программы 3 года обучения:

Выполняя задания 3 года обучения, дети осваивают основы представления о трех видах художественной деятельности:

● изображение на плоскости и в объеме, доступными средствами художественной выразительности;

● художественное конструирование на плоскости;

● декоративно –прикладная деятельность с использованием различных художественных материалов;

Раздел «Основы рисунка» заключается в изучении основ изобразительной грамоты, дети учатся видеть, понимать и изображать геометрические фигуры, предметы быта, птиц, животных, насекомых.

Раздел «Основы живописи» заключается в изучении и развитии у детей способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цвето-световых отношений.

Изучение темы «Основы композиции» – заключается в изучении основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить у детей образное мышление и тонкий эстетический вкус.

Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: роспись гуашью, акриловыми красками, различные виды аппликации, основы декупажа, конусная кукла, мозаику из цветной бумаги, коллаж на заданную тему, конструирование из бумаги, тканей и подручного материала, декоративную лепку и многое другое.

Цели программы

создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, средствами художественной выразительности, через практическое применение различных способов и техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи программы:

Обучающие:

● формировать знания основ цвет ведения;

● формировать знания о выразительных возможностях графических материалов, умения и навыки работы с ними;

● формировать знания о выразительных возможностях гуашевых и акварельных красок, умения и навыки работы с ними;

● формировать умение выбирать формат работы в зависимости от замысла;

● формировать знания и изучение способов передачи пространства на плоскости листа;

● формировать знания и изучение способов передачи пропорций, предметов, животных, людей;

● формирование знаний, умений, навыков работы с пластилином, соленым тестом, тканью, бумагой, фоамираном, ножницами.

 

Развивающие:

● способствовать развитию активности и инициативности в реализации своих творческих идей изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

● развивать глазомер, пространственное мышление, твердость руки;

● развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений рук;

● развивать наблюдательность, воображение, зрительную память, чувство композиции.

 

Воспитательные:

● воспитывать интерес к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству;

● формировать у детей нравственно-эстетическую отзывчивость,

● воспитывать трудолюбие, отзывчивость, уверенность в своих силах;

● воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести работу до завершения.

Результат программы

Личностный:

● Уметь самостоятельно выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения задания.

● Уметь уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей.

● Уметь высказывать свое мнение на занятии, отвечать на вопросы.

● Владеть приемами и техниками изученного программного материала по изобразительной деятельности.

● Уметь выполнять работу самостоятельно и работать в группе.

● Применять свои знания в практической деятельности.

 

Предметный:

● Знать основы цветоведения.

● Знать особенности работы с изученными художественными материалами.

● Уметь использовать цвет как средство выразительности различных состояний природы, времени года и суток, предмета или животного.

● Уметь изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

● Знать способы изображения предметов и явлений окружающей действительности.

● Уметь простые композиции с помощью линии, точки и пятна.

● Уметь лепить простые формы животных на плоскости и в объеме (в пластилине или глине).

● Знать различные способы лепки из глины (метод жгута, пласта, комбинированный метод) и уметь выполнять задания определенным методом по своим эскизам.

 

Метапредметный:

● Знать правилами технике безопасности и правилам поведения на занятиях в студии изобразительного творчества и в доме детского творчества им. А.И. Ефремова.

● Уметь учиться и организовывать собственную деятельность.

● Уметь проговаривать последовательность действий изобразительной деятельности на занятиях.

● Уметь отличать верно, выполненное задание от неверного.

Особые условия проведения

Группы учащихся могут быть разновозрастными.

Материально-техническая база

  • кабинет, мебель для занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством согласно нормам, СанПин (столы, стулья, мольберты, шкафы и т.д.), раковина,
  • расходный художественный материал на одного человека: расходный художественный материал определяется согласно темам изучаемого материала по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  • Методическая и дидактическая литература по изобразительной деятельности.

Видео

[ "", "" ]