Программа «Учись мастерить», стартовый уровень

Выпиливание – один из самых распространённых ранее декоративно – прикладных видов искусства среди школьников. Выпиливание из дерева известно с давних времён. Пропильная резьба украшала наличники окон, карнизы, мебель и посуду русских людей с незапамятных времён.

 

Занятие выпиливанием развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться работать различными инструментами.

 

Опыт показал, что систематическое занятие выпиливанием открывают возможность для развития инициативы и творчества. Кроме того, занятие это очень увлекательное.

 

Процесс выпиливания захватывает. Так как в каждую деталь вложен личный труд, готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то своё, внести свои поправки и дополнения, такое произведение особенно дорого, такие предметы дома на самом почётном месте.

 

Кто попробовал подержать в руках лобзик, да сделал хотя бы небольшую вещь, тот захочет сделать ещё и ещё, чтобы в нём возникали взаимопомощь, взаимный контроль, ответственность за себя и товарищей, тёплые дружеские отношения, доброжелательная сфера общения.

Педагоги

Шутов Михаил Александрович – педагог дополнительного образования, имеет высшую квалификационную категорию. Трудовой педагогический стаж более 40 лет. Имеет опыт работы с детьми разных возрастов.

Сведения о курсах повышения квалификации:

  • Профессиональная переподготовка 54 АГ № 001228 ФГБОУ ВО «НГПУ» от 24.04.2017г. в сфере дополнительного образования.

Достижения педагога:

  • Имеет Почетную грамоту Министерства образования Российской Федерации, 1988г.

 

Достижения педагога:

  • Обучающиеся в объединении участвуют в выставках разного уровня и являются лауреатами.

Содержание программы

Первый год обучения. Этап "Подмастерье":

Разделы программы:

1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях – 0,5ч.
2. Рабочее место. Инструмент и приспособления для выпиливания лобзиком – 0,5ч.
3. Материал, используемый для выпиливания. Фанера, её виды и свойства – 0,5 ч.
4. Подготовка фанерной заготовки к нанесению рисунка. Перенос рисунка на заготовку при помощи шаблонов – 1ч.
5. Приёмы и техника выпиливания – 1 ч.
6. Выпиливание из фанеры простых изделий без внутренних контуров – 41ч.
7. Способы соединения фанерных деталей – 2 ч.
8. Выпиливание из фанеры простых изделий с внутренними контурами – 36 ч.
9. Выпиливание игрушек, подарков и сувениров к праздничным датам  – 57 ч.
10. Покраска готовых изделий. Краски применяемые для окраски. Техника безопасности при окраске изделий- 2,5 ч.
11. Заключительное занятие – 2 ч.
Всего: 144 часа.

 

Второй год обучения. Этап "Мастеровой":

Разделы программы:

1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях −0,5ч.

Совершенствование техники пиления лобзиком. Выпиливание не сложных и сложных изделий, состоящих из трёх и более деталей – 32,5 ч.
2. Выпиливание игрушек, подарков, сувениров к праздничным датам по выбору ученика  – 32,5 ч.
3. Технология соединения фанерных деталей пол углом девяносто градусов, на клею и гвоздиках. Техника безопасности при сборке изделий – 2,5 ч.
4. Правила обработки, и покраски фанерных изделий. Краски, применяемые при окраске фанерных изделий. Техника безопасности при окраске изделий – 2 ч.

5. Правила обработки, и покраски фанерных изделий. Краски, применяемые при окраске фанерных изделий. Техника безопасности при окраске изделий – 2 ч.

Всего: 72 часа.

 

Разделы программы:

1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях – 0,5 ч.
2. Совершенствование техники пиления лобзиком. Выпиливание не сложных и сложных изделий, состоящих из трёх и более деталей – 107 ч.
3. Выпиливание игрушек, подарков, сувениров к праздничным датам по выбору ученика – 100,5 ч.
4. Технология соединения фанерных деталей пол углом девяносто градусов, на клею и гвоздиках. Техника безопасности при сборке изделий – 1,5 ч.
5. Правила обработки, и покраски фанерных изделий. Краски, применяемые при окраске фанерных изделий. Техника безопасности при окраске изделий – 4,5 ч.
Всего: 144 часа.

Цели программы

Цель:   Способствовать формированию жизненно важных трудовых навыков, технических способностей посредством приобщения ребёнка к выпиливанию лобзиком.

 

Задачи:

Предметные:

- научить учащихся основным приёмам выпиливания лобзиком по внешнему и внутреннему контуру;

- познакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика;

- привить самые разнообразные навыки обработки различных материалов;

- научить осуществлять окончательную обработку изделий шлифовальной шкуркой и надфилями;

- изучить правила безопасности труда;

- воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.   

 

Метапредметные:

- учить добывать необходимые для творчества знания в различных источниках;

- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству;

- развивать  стремление к углублению знаний;

- развивать поисково-конструторские и исследовательские способности;

- формировать чувство коллективизма, умение работать в малых группах, в парах;

- создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности,  творческого сотрудничества;

- привить навыки общения на принципах уважения и доброжелательности;

- формировать чувство самоконтроля;

- учить ставить цель и способы ее решения;

- учить умению планировать свое учебное и творческое время, умение планировать содержательный досуг.

 

Личностные:

- воспитывать уважение к труду;

- воспитывать чувство патриотизма, нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

- развивать  самообразование, активность, самостоятельность;

- развивать индивидуальные способности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

·      принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

·      основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

·      физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

·      способы разметки по шаблону и чертежу;

·      принцип подбора  инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

·      назначение и устройство станков и электрооборудования  (электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);

·      иметь понятие о конструировании и моделировании;

·      способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

·      основные сведения о видах художественной обработки фанеры;

·      основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; 

·      технологический процесс изготовления изделий; 

·      способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

·      правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

·       Соблюдать правила Техники безопасности;

·      уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

·      определять породу и пороки фанеры по её внешнему виду;

·      производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

·      применять инструмент по назначению, производить его наладку;

·      использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

·      выполнять простейшие выпиловочные операции;

·      производить отделку изделий с учётом дизайна;

·      выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

·      проектировать простые изделия и изготавливать их;

·      выполнять сборку и покраску выпиленных изделий;

·      правильно вставить пилку в лобзик.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

.      самостоятельно разрабатывать шаблоны для выпиливания;

·      бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

·      экономно расходовать материалы и электроэнергию;

.      рационально организовывать рабочее место.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе МБУДО ДДТ "Первомайский".

Материально-техническая база

Учебное помещение.

Инструменты и приспособления, используемыми при выпиливании лобзиком.

- Лобзик – представляет собой легкую металлическую рамку с ручкой и двумя винтовыми зажимами для закрепления пилки.

- Выпиловочный столик – служит для расположения обрабатываемой заготовки.

количество посадочных мест – 15 (с возможностью дополнительного освещения);
шкафы для хранения материалов, инструментов, приспособлений;
столы и стулья для занятий.

 Материально-техническое обеспечение. 

Фанера. Набор канцелярских принадлежностей и инструментов . Для прокола отверстий в фанере используют шило.

- Напильники с мелкой насечкой и надфили различного сечения применяют для чистовой обработки контура изделия после выпиливания.
ноутбук с возможностью выхода в Интернет.
 

Информационное обеспечение.

 Наглядные пособия (готовые образцы  поделок, таблица с названиями цветов, детские работы),  методическая литература по видам  деятельности. Раздаточные материалы (образцы «Виды техник», эскизы работ, шаблоны, трафареты);иллюстративный материал соответствующей направленности.