Программа «Математическая грамотность»

  • (5)

В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия. На основе формирования математической грамотности учащихся развивается интерес к математике, создаются условия для активизации мыслительной деятельности

Педагоги

Лигейда Галина Джаниковна,

учитель математики первой квалификационной категории

Расписание

"Математическая грамотность" проводится один раз в неделю, четверг с 13-50 до 14-30. Продолжительность программы в год 34 часа.

Содержание программы

1. Предметное содержание математической грамотности

Раздел 1. Числа и вычисления (7 часов)

Средства математического действия (понятия, представления)

- позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий;

- деление с остатком, алгоритм Евклида;

- рациональные и иррациональные числа;

- арифметический квадратный корень;

- свойства степени с целым показателем;

- стандартный вид числа;

- числовые последовательности;

- арифметическая прогрессия;

- геометрическая прогрессия.

Математические действия

- сравнение многозначных чисел;

- выполнение алгоритмических действий с многозначными числами;

- прикидка;

- элементы рационального счета;

- свойства и преобразования пропорции;

- процентные расчеты;

- задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.

Раздел 2. Измерение величин (3 часа)

Средства математического действия (понятия, представления)

- отношение между числом, величиной и единицей;

- отношение "целого и частей";

- формула площади прямоугольника;

- международная система измерения единиц СИ;

- погрешность и точность приближения.

Математические действия

- прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное "укладывание" единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта);

- косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам);

- нахождение приближѐнных значений квадратного корня;

- действия над приближѐнными значениями.

Раздел 3. Закономерности (10 часов)

Средства математического действия (понятия, представления)

-"индукционный шаг";

- повторяемость (периодичность);

- симметрия;

- алгебра событий и вероятностные пространства.

Математические действия

- выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах;

- вычисление количества элементов в структурированном объекте.

Раздел 4. Зависимости между величинами (8 часов)

Средства математического действия (понятия, представления)

- отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, "целого и частей");

- прямая пропорциональная зависимость между величинами;

- производные величины: скорость, производительность труда и другие;

- соотношения между единицами.

Математические действия

- решение текстовых задач;

- описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах схемами, формулами и прочие.);

- действия с именованными числами;

- нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).

Раздел 5. Элементы геометрии (6 часов)

Средства математического действия (понятия, представления)

- форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур);

- пространственные отношения между фигурами.

Математические действия

- распознавание геометрических фигур;

- определение взаимного расположения геометрических фигур;

- исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Итого продолжительность изучения программы 34 часа, рассчитана на 1 час в неделю.

Цели программы

Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Задачи:

1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

2) формулировать эти проблемы на языке математики;

3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

4)анализировать использованные методы решения;

5)интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

Результат программы

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

- в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;

- признавать свои плохие поступки;

- объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;

- положительно относиться к школе, проявлять внимание, интерес, желание больше узнать; освоить роль "хорошего ученика";

- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В области регулятивных УУД учащиеся смогут:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;

- высказывать свое предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи;

- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;

- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы;

- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

В области познавательных УУД учащиеся смогут:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями (задачи – «ловушки») в один "шаг";

- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), решать задачи;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

В области коммуникативных УУД учащиеся смогут:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;

- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе дискуссии или групповой работы;

- работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.

Особые условия проведения

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия. В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.

Необходимо брать с собой :

- общую тетрадь;

- цветные ручки;

- линейки разных видов

- транспортир

Материально-техническая база

Техническое и методическое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- математические сборники задач;

- наглядный и раздаточный материал по математике.

Список использованной литературы.

1. Беленькая Т.Б. Логика в начальной школе: умный тренажер/ Т.Б. Беленькая. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва.

"Высшая школа«, 2015.

3. Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике». Москва. «Высшая школа», 2015 г.

4. Дорофеев Г.В., Петерсон. Л.Г. Математика 5 класс (1,2 часть). Москва,

"Ювента", 2016.

5. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.. Математика 6 класс (1,2, 3 часть). Москва,

"Ювента", 2015.

6. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.. Математика 7 класс (1,2, 3 часть). Москва,

"Ювента", 2016.

7. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2018.

8. Ковалев В.И. Для смекалистых. Развивающие задания. – М.: Рольф, 2016.

9. Лю Бэйфэнг. Игры на логику. – М.: Эксмо, 2018.

10. Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов.

11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016.

12. Удодова Н.И. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2017.

13. Универсальный справочник школьника: 1 – 4 классы. – М.: Эксмо, 2018.