Программа «Биологическая лаборатория»

Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной образовательной деятельности, опору на субъектный опыт ученика, индивидуальную форму репрезентации знаний, индивидуальный темп изучения программы и т.д. Сложившаяся система традиционного образования редко предоставляет возможности для реализации всего вышеперечисленного. Одной из наиболее адекватных организационных форм, позволяющих в рамках системы образования соблюдать заявленные приоритеты, является организация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся в формах НОУ (научных обществ учащихся) или исследовательских и творческих лабораторий.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В настоящее время большую значимость приобретает творчески работающий человек, способный действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях.

Важнейшей задачей школы является развитие творческих способностей ребенка. Творчески мыслящий человек на своем месте, какую бы роль ни играл в обществе, всегда способен принимать собственные решения и справляться с проблемами, которые ставит жизнь. Другая, не менее важная задача – это социализация личности ребенка, подготовка к взрослой самостоятельной жизни. Во многом эти задачи пересекаются, когда мы говорим о необходимости подготовки учеников к обучению в вузе, ведь успешность учебной работы студента зависит и от готовности к такого рода деятельности, и от способности к самостоятельному поиску знаний.

Педагоги

Батурина Наталья Сергеевна – педагог дополнительного образования МАУ ДО ДТД УМ «Юниор».

Образование: Факультет естественных наук Новосибирского государственного университета - 2011 год.

Кандидат биологических наук, старший преподаватель Кафедры общей биологии и экологии Факультета естественных наук Новосибирского государственного университета,  старший преподаватель Кафедры естественных наук СУНЦ.

Содержание программы

Программа рассчитана на 36 учебных недель по 4,5 часа в неделю.

3.1. Содержание программы первого года обучения 

Мир ботаники (15 часов, из них: 5 часов – теория, 10 часов практика)

Сибирский лес, его строение. Ярусы. Многообразие деревьев сибирского леса. Строение растений. Органы растений. Органы растений. Съедобные органы растений. Осенние явления в жизни растений. Деревья. Кустарники. Осенние явления в жизни растений. Травы. Распространение растений. Распространение растений. Сбор коллекций. Лекарственные растения сибирского леса. Ядовитые растения сибирского леса. Культурные растения. Культурные растения. Праздник с изготовлением поделок из сибирских овощей.

Мир зоологии (15 часов, из них: 9 часов – теория, 6 часов – практика)

Разнообразие беспозвоночных животных. Домашние б/п животные. Рассказы детей. Наблюдение за насекомыми в лесу. Основные группы животных: рыбы, амфибии. Основные группы животных. Рептилии. Домашний аквариум, террариум. Рассказы детей. Основные группы животных: птицы. Наблюдения за птицами в природе. Основные группы животных: звери. Домашние млекопитающие. Рассказы детей. Дикие животные нашего леса. Наблюдения за животными водоёма. Наблюдения за лесными обитателями. Изготовление кормушек для подкормки птиц и белок.

Зачетное занятие (1 час, теория)

 

Мир экологии: 1 часть (7 часов, и них: 3 часа – теория, 4 часа – практика)

Сезонные явления в жизни леса. Приспособления растений и животных к зимовке. Взаимоотношения в лесу: симбиоз, мутуализм, протокооперация, паразитизм, хищничество, конкуренция. Квартиранство, нахлебничество, нейтрализм. Распространение семян и плодов животными.

 

Мир географии (7 часов, из них: 3 часа – теория, 4 часа – практика)

Географические особенности нашей местности. Погода и климат Сибири. Времена года. Сезонные изменения. Рельеф нашей местности. Рельеф на карте. Реки Западной Сибири. Река Зырянка. Реки Западной Сибири.

 

Мир астрономии (7 часов, из них: 7 часов – теория)

Представления древних о космосе. Планеты Солнечной системы. Спутники планет. Луна. Астероиды, кометы. Метеоры, метеориты. Солнце и другие звёзды. Созвездия и галактики.

 

Мир физики (4 часа, из них: 4 часа – теория)

Тела и вещества. Свойства тел. Три состояния вещества. Строение вещества. Движение частиц в веществах и их взаимодействие.

 

Мир химии (4 часа, из них: 4 часа – теория)

Химия вокруг нас. Химические элементы. Атомы. Молекулы. Простые и сложные вещества. Растворы, взвеси, смеси.

 

Мир анатомии (6 часов, из них: 5 часов – теория, 1 час – практика)

Организм человека. Вредные привычки. Органы чувств человека. Охрана органов чувств. Пищеварительная система человека. Органы дыхания и кровообращения. Гигиена, закаливание, здоровый образ жизни. Первая помощь своему другу.

 

Мир экологии: 2 часть (4 часа, из них: 2 часа – теория, 2 часа – практика)

Весенние явления в жизни природы. Опасности в лесу. Пробуждение природы. Первоцветы. Таёжный клещ. Прилёт птиц, гнездование. Охрана земноводных. Сезонные изменения в природе, городах, парках. Природоохранная деятельность школьников. Опасности в лесу.

 

Итоговое занятие (2 часа, теория)

 

Планируется, что при условии успешного обучения по программе первого года, обучающиеся смогут:

Называть:

· Сезонные явления в жизни природы.

Характеризовать:

· Процессы в организме человека.

Обосновывать:

· необходимость здорового образа жизни.

Сравнивать:

· особенности строения животных и растений.

Оценивать:

· особенности рельефа местности.

Приводить примеры:

· физических и химических явлений.

Делать выводы:

· о необходимости естественнонаучных знаний в жизни человека.

Участвовать:

· в творческих конкурсах, инициативах.

Соблюдать:

· технику безопасности при выполнении практических и лабораторных работ, во время экскурсий.

 

Цели программы

Самоопределение и самореализация обучающихся посредством проведения научно-исследовательских работ.

 

Для достижения поставленной задачи решаются следующие задачи:

  • сформировать и развить навыки самостоятельного исследования, представление о различных видах письменных научных работ, обучить школьников основам проведения работы;
  • научить школьников следовать требованиям, предъявляемым к оформлению материалов научного исследования и привить культуру работы с библиографическими материалами;
  • сформировать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов экологии, научить их продуманной аргументации и культуре рассуждения.

 

Результат программы

Комплексным результатом реализации программы является развитие социальной активности и формирование целостной естественнонаучной картины мира. Результаты обучения школьников по программе, представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях:

 

 

Личностные результаты освоения программы

· стремление к получению новых знаний;

· (интеллектуальное) умение корректно организовать научное исследование;

· развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы "Отношение к научной деятельности в коллективе лаборатории".

 

 

Метапредметные результаты освоения программы

Формирование компетенций исследователя:

· умения работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой, интернет-ресурсами);

· умения формулировать проблему;

· умения предлагать способы решения проблем;

· создание «сквозных» тематических проектов, объединяющих исследования определенной проблемы нескольких предметов;

· участие детей в школьных, районных научно-практических конференциях

· умения делать обобщения и выводы по материалам исследования.

 

 

Предметные результаты освоения программы

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

· формирование углубленных знаний в естественнонаучном блоке;

· осознание единства метапредметных сфер естественнонаучных дисциплин;

· владение методиками постановки эксперимента, научного наблюдения, научного анализа данных.

В ценностно-ориентационной сфере:

· понимание причинно-следственных зависимостей в естественнонаучных дисциплинах;

· умения моделировать индивидуальную стратегию разработки и проведения научного исследования.

В сфере трудовой деятельности:

навыки безопасного поведения в природной и лабораторной среде.

Особые условия проведения

Важным условием эффективности организации деятельности учащихся в творческом объединении, является максимальная индивидуализация процесса обучения. С каждым участником объединения проводятся собеседования и консультации, позволяющие определиться с выбором индивидуальной образовательной траектории. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивается за счет:

  • выполнения учебных заданий индивидуально, либо небольшими творческими группами;
  • индивидуализации учебных заданий, адекватно способностям каждого;
  • поддержания постоянной обратной связи с обучающимися.

Организация научно-исследовательской деятельности лаборатории предполагает создание индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося. Рекомендуемый объём группы: 10-12 человек.

Система педагогической работы, определяемая программой, дает возможность подросткам полноценно общаться и взаимодействовать не только с учащимися своего образовательного учреждения, но и со сверстниками из других образовательных учреждений города.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо наличие:

  • отдельного помещения (класса с посадочными местами и столами);
  • лабораторного оборудования для проведения экологических исследований;
  • компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования.