Программа «Школьный киноклуб»

Кино, с одной стороны, это особый вид искусства, обладающий огромной силой эмоционального воздействия на зрителя и помогающий ему по-новому взглянуть на наш мир. С другой стороны, кино зачастую создается на основе уже готового чужого текста и является новым его прочтением.

 

Программа киноклуба направлена на развитие способностей понимать и «читать» уникальный язык кино, а также воспринимать художественный фильм как одну из возможных интерпретаций текста, анализировать «авторское прочтение» произведение и выражать свое отношение к нему.

Педагоги

Мищенко Елена Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук, победитель нацпроекта "Образования" (2008).

Содержание программы

Содержание занятий киноклуба представлено следующими разделами:

1. Человек и общество (человек среди людей; отношения, проблема конфликта, понимания, что значит "быть собой").

2. Человек и природа (отношение к животным, экологические проблемы, человек «естественный», природа и цивилизация)

3. Человек и культура (вечные человеческие ценности в произведениях русской классики)

4. Человек и история (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

 

Структура занятия:

1. Вводная беседа (интересные факты о фильме, режиссере, актерах, замысел, ключевые моменты фильма)

2. Просмотр фильма.

3. Обсуждение (обмен впечатлениями, заполнение таблицы – тема, проблематика, герои, сюжет)

Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер-классы, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, практические занятия по обучению написанию рецензий.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

 

1. Введение. Кино как вид искусства. Язык кино. История кинематографа.

2. Тема детства и взросления, становления личности в кино.

3. Вопросы, заданные человечеству войной.

4. Тема любви в кино.

5. Тема отцов и детей, преемственности поколений.

6. Человек и природа в отечественном и мировом кино.

7. Я и другие: проблемы взаимоотношений с другими людьми.

8. Экранизация литературных произведений

9. Шедевры мирового кинематографа. Классика.

10. Анимационное кино. Мультипликация.

11. Документальное кино.

 

 

 

 

Цели программы

Цель: содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях деятельности киноклуба.

 

Задачи:

- сформировать представление о кино как синтетическом виде искусства, тесно связанном с литературой, изобразительным искусством, театром, музыкой и др;

- сформировать у учащихся восприятие и понимания идейно-художественного содержания кинофильмов, а также их воплощения на экране;

- создание условий для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения;

- развить умение самостоятельно определять цели своего обучения, ста-вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Результат программы

Реализация проекта предполагает дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативной, языковой, культурологической компетентностей, эстетического вкуса и мышления.

 

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 

Метапредметные результаты:

Обучающиеся будут уметь:

– осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

Предметные результаты:

Обучающиеся будут уметь:

– демонстрировать знание произведений русской и мировой киноклассики, в том числе экранизаций произведений русской и зарубежной литературы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой культурный опыт;

– анализировать тему, идею, проблематику, жанровую специфику и художественный язык фильма,

– давать развернутые ответы на вопросы или создавать небольшие рецензии на кинокартину, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения;

– выполнять проектные работы в сфере искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации художественных фильмов.

– анализировать киноинтерпретацию эпического, драматического или лирического произведения, оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Материально-техническая база

Необходимое оборудование:

- компьютер с DVD приводом

- стереофонические колонки

- экран шириной более 3 метров

- мультимедиапроектор

- коллекция фильмов на DVD носителе

Желательно также установить удобные стулья в кабинете и создать условия затемнения на время просмотра.