Ход конем: шахматы

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (12ч)

Сведения из истории шахмат.

История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные

термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность (22ч)

Соревнования.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.

Конкурсы решения позиций. Шахматный праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Педагоги

Арбузов Анатолий Петрович

Содержание программы

Программа включает в себя два основных раздела:

"Теоретические основы и правила шахматной игры"; "Практико-соревновательная деятельность«.

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (12ч)

Сведения из истории шахмат.

История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность (22ч)

Соревнования.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.

Конкурсы решения позиций.

Шахматный праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Цели программы

1. развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами.

Результат программы

Предметные результаты освоения программы:

- характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

Особые условия проведения

Требования к минимальному уровню компетенций обучающихся: нет.

Материально-техническая база

Класс для занятий

Столы шахматные

Стулья

Часы для турниров