Арт-студия «Феникс»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном детстве. И продолжается в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей. В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Младший школьный возраст в контексте творческого развития более всего предрасположен к изобразительной деятельности. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит художественно-творческое развитие личности младшего школьника и те психические новообразования, которые типичны для младшего школьника: любознательность, потребность в прекрасном, интерес к необычному, стремление выразить своё видение окружающего мира средствами изобразительного искусства.

Педагоги

Чувикова Марина Юрьевна-педагог дополнительного образования.

Содержание программы

В каждой учебной группе занимаются 8-12 детей.

Основной формой проведения занятий с детьми является групповая.

Наиболее педагогически оправданной и результативной является работа с разновозрастной группой детей (7-10) лет.

Дополнительная общеобразовательная программа «Феникс» рассчитана на 4 года обучения. Учебные занятия с группой проводятся по два академических часа (продолжительность одного учебного занятия – 45 минут) два раза в неделю, общее количество занятий с одной группой 144 учебных часа в год, из расчета 36 учебных недель в год.

За период обучения, ребёнок осуществляет работу в следующих материалах и техниках:

  • Работа с гуашью и акварелью,
  • Работа витражными красками,
  • Работа пластилином,
  • Работа пастелью,
  • Работа карандашами,
  • Рисование на ткани и других поверхностях,
  • Рисование на майках и других текстильных поверхностях,
  • Рисование нетрадиционными техниками -это рисование при помощи губок, ватных палочек, рисование в технике эбру, на пене для бритья, с помощью мыльных пузырей.
  • Работа по дереву (декупаж),
  • Работа со шпагатом,
  • Работа с шерстью (валяние),
  • Работа с кожей и кожзаменителем,
  • Работа с полимерной глиной,
  • Работа соленым тестом,
  • Работа с косметической смолой,
  • Работа с фетром и бисером.

Первый год обучения является ознакомительным с материалами, с различными техниками, пониманием как нужно работать, когда работу можно считать завершённой, какие сложности могут возникнуть в ходе выполнения задания. Далее, работа проходит в знакомых техниках, но с каждым годом задачи усложняются.

Цели программы

Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста посредством формирования творческого потенциала в процессе изобразительной деятельности.

Результат программы

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы "Феникс"

· Знания об истории возникновения включённых в изучение техник ДПИ, знания о включённых в программу художниках разных времён и их творчестве;

· Умение самостоятельно создавать композицию на заданную тему и разрабатывать цветовое решение;

· Технические навыки работы с инструментами;

· Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.

Воспитанник 1-2 года обучения узнает:

1. отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

2. особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

3. историю возникновения некоторых техник ДПИ;

4. различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

5. узнает деление изобразительного искусства на жанры, понимает специфику их изобразительного языка;

6. правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Воспитанник 1-2 года обучения сможет:

1. видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

2. выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

3. анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

4. пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

5. передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

6. свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

7. решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Воспитанник 3-4 года обучения узнает:

1. разнообразие возможных выразительных средств изображения;

2. значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, перспектива;

3. закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, простые закономерности перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

4. роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Воспитанник 3-4 года обучения сможет:

1. применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;

2. работать в определённой цветовой гамме;

3. добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;

4. передавать пространственные планы способом загораживания;

5. передавать движение фигур человека и животных;

6. сознательно выбирать средства выражения своего замысла.

 

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Вся программа занятий по курсу «Феникс» обусловлена наличием конкретной материально-технической базы данного учреждения и материальными возможностями учащихся.