Программа «Театральная студия Маска»

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре». 

Занятия в театральном объединении «Маска» способны эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон ребят, повышается культура поведения. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства

Программа театральной студии «Маска» предлагает воспитанникам проявить свою индивидуальность, свой талант постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, ритмы, музыки, пластики, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всём её многообразии. Способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам перейти от утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным наполняет его интересным содержанием.

Работа в театральной студии «Маска» способствует развитию различных способностей учащихся: воображению, вниманию, пониманию, учит владеть словом снимает физическую и психологическую зажатость, вырабатывает умение держаться на сцене, свободно общаться с аудиторией, развивает сферу чувств соучастия, сопереживания, активизирует познавательный процесс. Воспитывает творческой разносторонней личности.

Театральное творчество не только активизирует интерес ребенка к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия учат занимающихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.

Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями; со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией; мимикой; точностью ритмического рисунка; находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа.

Задача актуальна и возможность ее осуществима, заложена в современной системе образования. Занятия в объединении способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия «Я» личности занимающегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

В основу организации театральной деятельности были положены следующие принципы:

  • принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
  • принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям;
  • принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  • принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
  • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности

Педагоги

Соловьева Надежда Дмитриевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Тема «Сценическое движение»

1.1. Содержание: «Сценическое движение» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки

1.2. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки» 

 

2. Тема «Речевая гимнастика» 

2.1. Содержание: раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера и чтеца должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения

 

3. Тема «Сценическая речь» 

3.1. Содержание: в раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса

3.2. Формы – групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения

 

4. Тема «Театр»

4.1. Содержание: обретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях

4.2. Формы – экскурсии, постановка спектакля

 

5. Тема «Актерское мастерство» 

5.1. Содержание: в раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса

5.2. Формы – творческие игры, конкурсы

 

6. Тема «Постановочная деятельность» 

6.1. Содержание: «Постановочная деятельность» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций

Цели программы

ЦЕЛЬ программы: развитие художественного вкуса детей, воспитание их нравственных и эстетических чувств.

 

Задачи:

Воспитательные:

  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  • Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

 

Обучающие:

  • Знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
  • Знакомить с элементами сценической грамоты;
  • Научить элементам актёрского мастерства.

 

Развивающие:

  • Развить творческие способности, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  • Развитие личности ребёнка средствами театрального искусства, развитие творческого потенциала, школьника.
  • Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы

Знать:

1. Что такое театр?

2. Чем отличается театр от других видов искусств.

3. С чего зародился театр?

4. Какие виды театров существуют.

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

Иметь понятие:

1. Об элементарных технических средствах сцены.

2. Об оформлении сцены.

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Уметь:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2. Образно мыслить.

3. Концентрировать внимание.

4. Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретет навыки:

1. Общения с партнером.

2. Элементарного актёрского мастерства.

3. Образного восприятия окружающего мира.

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

6. Коллективного творчества.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом