Мягкая игрушка и лоскутное шитьё

Новизна программы состоит в том, что знакомясь с лоскутным шитьём, дети попутно приобретают другие навыки и умения: осваивают ручные швы, вышивку – «свободная гладь», пришивание пуговиц, декорирование поделок бусинами, бисером, кружевами, пришивание молнии к изделию. Кроме этого, дети знакомятся с разными видами ткани, как из натурального сырья, так и синтетического, узнают их свойства. Работа с тканями даёт возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.

 

Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

 

Педагоги

Чувикова Марина Юрьевна-преподаватель дополнительного образования.

Содержание программы

Кружок рассчитан на детей начальной школы, то есть 7-ми-10-ти лет. Программа создана на 4 года. Группы формируются по навыкам и умениям детей.

В первый год обучения, двигаясь от простого к сложному, воспитанники учатся правильно располагать ткань, учитывая её структуру, работать с лекалами. Пробуют самостоятельно подбирать материал по цвету, фактуре, самостоятельно декорировать поделку пуговицами, бусинами, бисером, кружевами или тесьмой. Используя разработанные учителем лекала, пытаются создать свою игрушку, внося небольшие изменения в крое или в оформлении. Изготавливаются поделки в основном из хлопчатобумажных тканей, либо из плотных синтетических, не способных растягиваться и деформироваться, от простых плоских игрушек, до объёмных, сложных по крою и изготовлению.

Второй год обучения основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с тканями и швейной фурнитурой. Воспитанники знакомятся с трикотажным полотном, его свойствами, изделиями из него. Учатся моделировать лица куколок, мордочки животных с помощью пластичного трикотажа. Также в этом году дети знакомятся с другими ручными швами, более сложными и более декоративными.

Далее лоскутное шитьё продолжается в изготовлении объёмных, пригодных для быта, поделок: посуды из лоскутков, грелки на чайник, которые, как раз можно украсить не только швейной фурнитурой, но и ручными швами.

Занимаясь шитьём из лоскутков, нельзя не затронуть тему «Цветы из ткани». Воспитанники знакомятся с несколькими способами создания цветов, украшают ими ободок или резинку для волос, либо брошь. Потом выполняют декоративное панно. Заканчивается цветочная тема коллективной работой – объёмные цветы, которые можно поставить в вазу либо как-то иначе использовать в оформлении интерьера.

Третий и четвёртый год обучения больше направлен на индивидуальную работу педагога с каждым воспитанником. Это касается детей, которые посещали кружок предыдущие год или два. В третий и четвёртый года обучения оттачивается мастерство рукодельниц. Создаются сложные в изготовлении и длительные по времени куклы-образы, декоративные текстильные панно для участия в школьных и городских конкурсах- выставках.

Подобные уроки увеличивают значимость шитья в целом для жизни человека, то есть для самих детей и являются стимулом для дальнейших занятий шитьём, а, может быть, в будущем в выборе профессиональной деятельности. К тому же, эта работа является подготовительным этапом для занятий по технологии у девочек, которые в старших классах учатся снимать мерки, строить по ним чертежи, моделировать одежду и её изготавливать.

Цели программы

Целью занятий с детьми младшего школьного возраста декоративно-прикладным творчеством и, в частности, лоскутным шитьём и изготовление мягкой игрушки, является выработка целого ряда жизненно важных качеств:

· трудолюбия;

· аккуратности;

· целеустремленности;

· патриотизма.

Исходя из возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в программе уделяется особое внимание:

· стимулированию творческого подхода к любым видам деятельности;

· воспитанию способности эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства;

· привитию детям трудовых навыков;

· развитию художественного вкуса;

· пробуждению стремления к познанию народных традиций в искусстве и в быту.

Основной учебно-воспитательной задачей занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством является развитие творческой и трудовой активности детей, их стремления к созиданию прекрасного.

Результат программы

 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

"Мягкая игрушка и лоскутное шитьё"

· Знания об истории возникновения мягкой игрушки и лоскутного шитья;

· Умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в соединении и отделке;

· Технические навыки работы с инструментами;

· Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.

Воспитанник 1-2 года обучения узнает:

1.Историю возникновения мягкой игрушки и лоскутного шитья.

2. Технику выполнения швов, используемых в соединении и отделке.

3. Принципы построения лекала.

4. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Воспитанник 1-2 года обучения сможет:

1. Самостоятельно выполнять применяемые в соединении и отделке, швы;

2. Самостоятельно соединять детали;

3. Самостоятельно производить раскрой деталей;

4. Работать с инструментом: иглы, ножницы, мел или заточенный кусочек мыла.

Воспитанник 3-4 года обучения узнает:

1. Технику выполнение швов используемых в соединении и отделке.

2. Технологию раскроя ткани, при этом моделируя и совершенствуя будущий образ;

3. Технологию обработки готового изделия;

4. Принцип построения лекала.

5. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Воспитанник 3-4 года обучения сможет:

1. Самостоятельно выполнять применяемые швы и их комбинировать;

2. Совмещать в соединении деталей и отделке, различные по фактуре материалы;

3. Владеть техническими приемами, которые применяются в соединении деталей;

4. Обрабатывать готовое изделие;

5. Самостоятельно разрабатывать лекало, моделируя его и совершенствуя.

 

Особые условия проведения

Особых условий не требуется.

Материально-техническая база

Вся программа занятий по курсу «Мягкая игрушка и лоскутное шитьё» обусловлена наличием конкретной материально-технической базы данного учреждения и материальными возможностями учащихся.