Программа «Юные друзья природы»

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в объединение «Юные друзья природы», дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных в программе, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Программа решает проблему занятости детей в свободное от учебных занятий время, через организацию познавательной, опытнической, трудовой и природоохранной деятельности обучающихся, ориентируется на изучение природы родного края. Законы экологии раскрываются через изучение экологических проблем поселка, в котором мы живем. Расширение познавательного интереса происходит за счет использования объектов живой и неживой природы, их среды обитания и зависимостью друг от друга.

На занятиях предусмотрены: уход за растениями, творческая и опытническая работы. В результате формируются умения сравнивать, анализировать, презентовать результаты своего труда, навыки безопасного поведения с природными объектами, оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе. Полученные экологические знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения о необходимости изучения и сохранения природы, улучшения среды обитания всего живого, и, как следствие, предвидеть и предупредить последствия негативного влияния на окружающую среду

Педагоги

Сибиркина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории

Содержание программы

Первый год обучения

I. Введение

II. Неживая природа

III. Мир растений:

  1. Комнатные растения
  2. Дикорастущие цветущие растения
  3. Лиственные древесные формы               
  4. Хвойные деревья НСО
  5. Разнообразие семян

IV. Мир животных:

  1. Шестиногие друзья
  2. В воде и на суше
  3. Пернатые друзья
  4. Четвероногие друзья

V. Экология и человек

VI. Заключительное занятие.

Всего: 64 часа

 

Второй год обучения

I. Введение

  1. Природа вокруг нас
  2. Растения моей малой родины
  3. Лекарственные растения
  4. Первоцветы
  5. Необычные растения
  6. Грибы
  7. Домашние животные
  8. Человек и его организм
  9. Массовые мероприятия
  10. Заключительное занятие

Третий год обучения

I. Введение

  1. Экология и мы
  2. Растениеводство
  3. Животноводство
  4. Звероводство
  5. Путешествие по Новосибирской области
  6. Опытническая работа
  7. Массовые мероприятия
  8. Заключительное занятие

Третий год обучения

I. Введение

  1. Экологические проблемы сегодня и завтра
  2. Природа родного края
  3. Заповедники НСО
  4. Охрана животных и растений НСО
  5. Опытническая работа
  6. Массовые мероприятия
  7. Заключительное занятие

Цели программы

Цель программы – формирование экологического мировоззрения и культуры, осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

 

Задачи программы:

Личностные:

  • Принятие обучающимися правил здорового образа жизни.
  • Развитие морально-этического сознания.
  • Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные:

  • Овладение начальными формами исследовательской деятельности.
  • Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
  • Опыт социальной и межкультурной коммуникации.
  • Формирование коммуникативных навыков.

Образовательные:

  • Интерес к познанию мира природы.
  • Потребность к осуществлению экологически сообразных поступков.
  • Осознание места и роли человека в биосфере.
  • Преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Поиск нового, эксперименты являются неотъемлемой частью занятий. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей

Результат программы

Формирование навыков исследовательской работы, создание и реализация проектов по окружающему миру, получение новых дополнительных знаний в областях биологии и экологии

Материально-техническая база

• кабинет;

• учебно-наглядные пособия;

• раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы ребенка:

- викторины, кроссворды, чайнворды, ребусы;

- тесты.

Материалы и инструменты:

картон, цветная бумага, белая бумага, клей ПВА, цветные карандаши, пластилин, крашенная манная крупа, ножницы, природный материал.

Методический фонд и средства обучения:

  • литература о растительном и животном мире;
  • тематические папки с подборкой наглядного и познавательного материала по темам и разделам программы для самостоятельной работы детей;
  • аудио, видеоматериалы;
  • компьютер, принтер, сканер