Программа «Мы вместе»

     Актуальность предполагаемой Программы определяется запросом со стороны  родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и направлена на социальную адаптацию детей.

     Реализация Программы способствует расширению общего и культурного кругозора, становлению личности детей с особенностями развития, компенсаторному развитию их способностей, повышению творческой активности детей с ОВЗ и определению жизненной перспективы.

     Программа «Мы вместе», обеспечивает развивающее обучение и воспитание детей в одном из важнейших направлений – социализацию, обеспечивая формирование и обогащение представлений ребенка о жизни общества, о способах общения людей между собой, привитие элементарных норм поведения, воспитание санитарно-гигиенических навыков, воспитание самостоятельности и навыков самообслуживания.

     

Педагоги

Анкудинова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Образование: НПК № 1, воспитатель детей дошкольного возраста.

Участник разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса.

Духно Нина Георгиевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Образование: НГПИ, учитель начальных классов.

Участник разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса.

Нестеренко Елена Сергеевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория.

Образование: МПГУ, учитель-логопед и педагог-психолог.

Участник разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса.

Повышение квалификации: •НГПУ, "Организация деятельности ПМПК В ОО"

•НИПКиПРО, "Организация образования обучающихся с уо в соответствии с ФГОС О УО (ИН)".

Профессиональные достижения: Региональный конкурс молодых педагогов, 2019г.

Зиновьева Наталья Анатольевна, педагог-психолог.

Образование: МПГУ, педагог-психолог.

Переподготовка: НИПКиПРО, специальный психолог.

Участник разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса.

Повышение квалификации: НИПКиПРО, "Деятельность специального психолог-педагогического сопровождения по включению обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательный процесс".

Публикации: • "Организация деятельности педагога-психолога по формированию социально-ориентированных навыков у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями";

•"Личностная ориентация в формировании и развитии ключевых компетенций у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями".

Содержание программы

     Программа будет содействовать адаптации детей с ОВЗ, позволит создать условия для их полноценной жизни, поможет заполнить свободное время детей интересным и полезным содержанием.

     Программа "Мы вместе" рассчитана на детей 7 - 12 лет.

     Срок реализации программы - 9 месяцев (сентябрь - май) (33 учебные недели), общее количество учебных часов - 33, недельная нагрузка – 1 час.

     Занятия проходят совместно с родителями. Продолжительность занятий 20 - 25 минут.

Программа реализуется по четырем блокам:

- Блок по развитию речи "Мир вокруг нас" - 9 часов

- Блок по развитию мелкой моторики "Умелые ручки" - 8 часов

- Блок по развитию логического мышления "Занимательная логика" - 8 часов

- Блок по развитию самообслуживания "Я сам" - 8 часов

 

Цели программы

    Основная цель программы: создание образовательной среды развития творческой личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья,  раскрытие его творческого потенциала, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с другими детьми и  социализация в окружающем мире.

Задачи:

Обучающие: - формирование у ребенка с ОВЗ новых знаний и представлений об окружающем мире;

- организация индивидуального маршрута обучения ребёнка, ориентированного на его интересы и возможности;

- развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

 - обучение навыкам и приемам работы с различными художественными материалами;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Развивающие: - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- расширение развивающего пространства для социальной адаптации ребенка  в обществе через его вовлечение в активную творческую деятельность дополнительного образования;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок для общеобразовательной учебной деятельности;

- развитие общей ручной умелости, мелкой моторики рук;

- развитие речи и основных психических познавательных процессов личности ребенка с ОВЗ (внимания, памяти, мышления);

 - проектирование социальных ситуаций развития ребенка с ОВЗ и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, познавательную деятельность.

 Воспитательные: - осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи ребенку с ОВЗ, а так же семье в которой он воспитывается;

- воспитание и культивирование в ребенке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, развитие духовно- нравственного потенциала;

- воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;

- формирование общей культуры обучающихся.

Результат программы

       Согласно требованиям ФГОС, планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Поэтому содержание обучения и итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Деятельность педагогов направлена на достижение обучающимися результатов, адекватных их индивидуальным возможностям, отвечающих индивидуальным наклонностям и способностям, и учитывающих особые образовательные потребности.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

– понятия речевое и неречевое общение, какова их роль в жизни людей;

– понятия эмоций и чувств, взаимоотношений, индивидуальных особенностей людей;

 

 

– эмоциональные состояния;

– правила доброжелательного и эффективного общения;

– узнают особенности эффективного  сотрудничества, понятие самоконтроля.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

– использовать речевые и неречевые средства для выражения и понимания эмоций;

– понимать состояние другого человека и лучше понимать себя;

 

– научатся сравнивать противоположные понятия и передавать своё эмоциональное состояние;

– осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития оценивает свои реальные и потенциальные возможности, умеет соблюдать правила безопасности при выполнении практических работ, пользовании материалами, инструментами, принадлежностями для изобразительной деятельности;

- имеет чувство готовности к самоутверждению и самореализации в процессе будущего обучения и общения в социуме, работе в коллективе.

 

Особые условия проведения

· Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

· Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ. Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

· Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, учитель-логопед, учителя, социальный педагог, врач-психиатр, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

 

Материально-техническая база

Материально-технические условия для реализации программы соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, противопожарным нормам, нормам охраны труда, требованиям безопасности образовательного процесса.
Материально-технические условия по оборудованию и оснащению учебных помещений:

Учебные помещения:  количество кабинетов - 2.

Мебель: столы для детей, стулья, доска, рамки, шкафы для хранения наглядных пособий, художественных материалов, натурных предметов.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, телевизор, DVD.

Учебно-методические пособия:  учебно-методическая литература по специальным учебным предметам, справочные, энциклопедические издания, учебно-методические видео и аудио;  печатные пособия (таблицы, репродукции картин, демонстрационные плакаты с изображением предметов и явлений природы); творческие и учебные работы учащихся и преподавателя; дидактические игры.