Программа «Музыка и ритмика»

"Все начинается с детства". Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение, танцевальные движения, всегда вызывают у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, воспитанию духовного мира, формированию личности.

 

Особое внимание будет уделено такому виду деятельности, как развитие вокально-хоровых навыков у детей, дыхательной гимнастике, способствующей формированию певческих умений, так как пение это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, правильное дыхание.

 

Игротанец – один из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных видов деятельности. Доступность этого вида основывается на простых танцевальных движениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в композицию, но и образными движениями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

 

Очень важно после танцевальной композиции выполнять дыхательные упражнения. Они помогут детям расслабиться, восстановить организм после эмоционального возбуждения и физической нагрузки, регулировать процесс дыхания. Концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

 

Из всех способностей человека самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и кем бы ни стали в будущем наши ученики, нужно относиться к своему делу творчески. Творчество в музыке – это великая сила, которая дает крылья человеку независимо от возраста. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к музыке.

 

Музыкальное воспитание школьников происходит (на уроке и во внеклассное время) в различных видах деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения – самой доступной, активной и полезной формы деятельности. Хоровое искусство – неповторимое богатство духовной культуры русского народа – не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной, музыкальной культуры. В процессе обучения хоровому пению я затрагиваю многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития школьника. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересованного и подготовленного слушателя, обогащения и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей. Тем более, что внимание к развитию хорового исполнительства важно и потому, что ученики практически не поют, а отсюда у молодежи нет привычки и интереса к коллективному певческому музицированию.

 

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.

Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на организм.

 

Педагоги

Суховерова Анастасия Сергеевна, учитель музыки.

Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

 

1. Вводное занятие (2 часа)

  • Цель и задачи объединения;
  • Режим работы;
  • План занятий;
  • Правильная постановка положение рук и туловища;
  • Правила техники безопасности;
  • Значение искусства в жизни человека;
  • Демонстрация выдающихся мастеров искусства;
  • Программа, содержание работы;
  • Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены;
  • Распределение по голосам (подгруппам);

 

2. Дыхательные упражнения и вокальная гимнастика (14 часов)

  • Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков с помощью вокальных упражнений и дыхательной гимнастики;
  • Вокальная гимнастика – это короткие отрезки музыкальных фраз, которые, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведет к установлению прочных навыков их выполнения;

 

3. Вокально – артикуляционные упражнения (14 часов)

  • Работа со специально организованными упражнениями, направленными на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции;

 

4. Пальчиковые игры и упражнения (13 часов)

  • Работа с играми оригинальна тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка;

 

5. Работа над песней и выразительностью пения (14 часов)

  • Целенаправленная работа над развитием у детей певческих умений, навыков, способствующих выразительному исполнению, эмоционального мира дошкольников;

 

6. Игротанцы (13 часов)

  • Работа направлена на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Цели программы

Цели:

  • Укрепление здоровья;
  • Развитие музыкальных способностей средствами музыки, вокально-хорового пения, движений;
  • Формирование разнообразных качеств личности;
  • Активизировать живой интерес школьников к музыке через творческие приемы;
  • Способствовать усвоению нового музыкального материала через связь с жизнью детей, с окружающим миром, с событиями, происходящими в их жизни;

 

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

  • способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

 

2. Развивать вокально- хоровые навыки у детей:

  • формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению;
  • развивать музыкальный слух, голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон;
  • помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен, хороводах, исполнять песни в сопровождении и без сопровождения;

 

3. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

  • развивать мышечную силу, гибкость, двигательных качеств и умений;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений, развивать ручную умелость и мелкую моторику.

 

4. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развивать воображение, мышление, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  • формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
  • воспитывать умения эмоционального раскрепощённого выражения и творчества в движениях;

 

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения;
  • формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Результат программы

  • обучающийся умеет правильно интонировать мелодию;
  • умеет различать и исполнять звуки по высоте;
  • умеет пользоваться дыханием: брать дыхание перед началом песни, между фразами и удерживать до конца фразы;
  • умеет петь в ансамбле, слышать себя и других в ансамбле;
  • умеет петь, соблюдая и передавая голосом средства музыкальной выразительности;
  • имеет четкую дикцию;
  • доброжелательно относится к содержанию песни;
  • умеет пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно;
  • охотно участвует в концертных выступлениях;
  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у зрителей;
  • уверенно держится на сцене;
  • развиты гибкость, пластичность, мягкость движений;
  • изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;
  • мимика и пантомимика выразительны, умеет передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей, мальчиков и девочек, школьного возраста 9-18 лет, мотивированных к данному виду деятельности.
Предварительной подготовки детей не требуется.

Материально-техническая база

Для реализации программы используется актовый зал МКОУ Коченёвская СОШ № 2.
В нем имеются необходимые для занятия: костюмерная, звуковая и изобразительная аппаратура.