Программа «Мастерская вожатских дел «Бумеранг»

Программа рассчитана на обучение и подготовку старшеклассников к работе с детьми в условиях детского пришкольного лагеря, а также в течение всего учебного года на проведение различных развлекательных программ.

 

Новизна данной программы в том, что она предполагает обучение старшеклассников, работающих в лагерях дневного пребывания на базе образовательного учреждения, а также в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводятся по направлениям: функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация детского досуга, игровая деятельность.

 

Практическая ценность программы заключается в возможности ее использования, как педагогами дополнительного образования, так и педагогами, педагогами-организаторами других образовательных организаций.

 

Полученные навыки в период обучения в «Школе вожатых», ребята будут демонстрировать при организации свободного времени на переменах, различных мероприятий с участием младших школьников, а также на детских дискотеках в качестве организаторов конкурсов и развлечений.

 

Программа подготовки предусматривает общий объем учебной нагрузки на учебную группу в количестве от 15 до 25 человек.

 

Всего по программе лекционных занятий 43 часа, практические занятия и тренинги 65 часов. В течении всей программы осуществляется работа с детьми-пионерами во время перемен.

Педагоги

Тараканова Арина Александровна-учитель начальных классов, куратор школы подготовки вожатых.Образование средне - специальное. Стаж работы - 1 год.

Содержание программы

В течение года вожатые-старшеклассники посещают занятия в определенные дни, на которых они узнают много новой и полезной информации. Каждое занятие проходит в различных формах и методиках. Ребята учатся находить общий язык друг с другом, с младшими школьниками, выходить из любой сложной ситуации, провести 1000 и 1 игру во время любых заминок. Весь год обучения разделен на следующие этапы:

 

I этап

1.1. Организационный – знакомство участников с организаторами, преподавателями, друг с другом;

1.2. Адаптационный – первичная диагностика; знакомство с программой школы; вводные занятия по программе; создание комфортной атмосферы для каждого, индивидуальная поддержка учащихся;

1.3. Учебно-демонстрационный – деятельность школы строится на основе логики развития лагерной смены в ее организационной и содержательной последовательности с целью повышения эффективности подготовки учащихся к практической деятельности в качестве вожатых-старшеклассников детских пришкольных лагерей, успешного освоения ими методики работы с младшими школьниками.

1.4. Подготовка к активной практике – знакомство с целями и задачами практики, педагогическими программами детских пришкольных лагерей, спецификой смены; оформление педагогической копилки; участие в подготовке ключевых дел смены; работа с напарниками, разработка программ отрядной детальности; диагностика готовности учащихся к практической деятельности в качестве вожатых-старшеклассников детских пришкольных лагерей.

II этап "Практика"

Активная практика в качестве помощников-вожатых во время перемен в школе, классных часов, проведения различных мероприятий.

Именно практическая деятельность позволяет сформировать отношение учащегося к конкретной профессиональной реальности, определиться в системе собственных профессиональных ожиданий и ценностей. В это время происходит наиболее интенсивное ознакомление со всеми аспектами будущей работы, появляется критическое и осмысленное отношение к полученным теоретическим знаниям, включаются механизмы социальной рефлексии, закладываются основы профессиональной самооценки.

V этап "Итоги и перспективы".

Подведение итогов и анализ результатов стажировки слушателей; организация творческой конференции по обобщению опыта, приобретенного слушателями в процессе стажировки в пришкольные лагеря. Вручение слушателям свидетельство о прохождении курса подготовки вожатого.

 

Итого- 108 часов в год.

Цели программы

Цель программы: подготовка старшеклассников к плодотворной, ответственной, творческой и увлекательной работе с детьми младшего возраста в пришкольном лагере.

 

Задачи:

Развивающие:

- формирование готовности подростков к проектированию своего профессионального

жизненного пути.

Образовательные:

- овладение современными практическими умениями и навыками по организации

разнообразной деятельности детей и подростков в летний период;

- освоение необходимых психолого-педагогических знаний;

- обучение конкретным технологиям педагогической деятельности, умению их применить в

различных ситуациях.

Воспитательные:

- развитие профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;

- формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность, чувства

коллективизма, гордости за причастность к общему делу.

Результат программы

В результате реализации программы обучающие будут знать:

‒ Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и

подростков;

‒ Нормативно-правовые основы работы вожатого;

‒ Особенности временного детского коллектива;

‒ Логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;

‒ Методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы;

‒ Возможности игры;

‒ Особенности организации самоуправления в школе и в лагере;

‒ Основы безопасности жизни и здоровья детей.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 ‒ Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе,
отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической
деятельности);
‒ Организовывать (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в
группе, координация собственной деятельности)
‒ Сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми
‒ Анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность
‒ Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.

 

У обучающихся будут развиты следующие личные качества:

владеть приемами эффективного общения.

Особые условия проведения

Вожатые-старшеклассники самостоятельно выбирают мероприятия, которые хотели бы провести в школе, с помощью педагогов дополнительного образования прописывают сценарий и готовятся к проведению программы.

 

Активно принимают участие в любых школьных акциях и конкурсах, помогая с проведением.

Материально-техническая база

Кабинеты, которые оснащены современными информационно-технологическими инструментами, спортивный зал, конференц зал, актовый зал. Учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям. 

Канцелярия для лекций, канцелярия для творческих занятий.

Реализация программы школы подготовки вожатых осуществляется через:

- лекции, спецкурсы;

- тренинги;

- клубные формы работы;

- мастерские;

- помощь в проведении различных школьных мероприятий;

- встречи "Без галстуков";

- деятельность органов самоуправления школы;

- систему «общешкольных» дел различной направленности.