Народное пение (7-летняя программа)

Данная программа комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов: сольное пение, сольфеджио, слушание музыки, музыкальную литературу, музыкальный инструмент (предмет по выбору, фортепиано), вокальный ансамбль.

 

Учебный предмет является обязательным предметом исполнительской подготовки общеразвивающей программы «Народный вокал». Он направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее сольного воспроизведения. Задача предмета состоит в раскрытии индивидуальности каждого учащегося, выявлении его собственного тембра и диапазона.


В основе программы лежит идея реализации творческих возможностей и устремлений ребенка на материале русских народных песен. Программа адаптирована к условиям занятий в ДШИ, является профессионально ориентированной, так как дает серьезные знания по сольному народному пению в доступной и увлекательной форме.

 

В процессе реализации данной программы ребенок получает возможность участвовать как в сольной, так и в коллективной творческой деятельности, расширить свой музыкальный кругозор, сформировать музыкальный и художественный вкус, развить певческие умения.

Педагоги

Жилинская Александра Викторовна – преподаватель по классу народного вокала. Образование – средне-специальное:

2019 г. Новосибирский областной колледж культуры и искусства (НОККиИ)

"Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива".

Стаж работы по специальности - 1 год.

 

 

Содержание программы

Нормативный срок обучения – 7 лет.

1 год обучения – 5 часов.

сольное пение – 2 часа.
слушание музыки – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

2 год обучения – 6 часов.


сольное пение – 2 часа.
слушание музыки – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

Предмет по выбору (фортепиано) – 1 час.

3 год обучения – 6 часов.


сольное пение – 2 часа.
слушание музыки – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

Предмет по выбору (фортепиано) – 1 час.

4 год обучения – 6 часов.


сольное пение – 2 часа.
музыкальная литература – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

Предмет по выбору (фортепиано) – 1 час.

5 год обучения – 6 часов.


сольное пение – 2 часа.
музыкальная литература – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

Предмет по выбору (фортепиано) – 1 час.

6 год обучения – 6 часов.


сольное пение – 2 часа.
музыкальная литература – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

Предмет по выбору (фортепиано) – 1 час.

7 год обучения – 6 часов.


сольное пение – 2 часа.
музыкальная литература – 1 час

сольфеджио – 1 час.
Вокальный ансамбль – 1 час.

Предмет по выбору (фортепиано) – 1 час.

 

Критериями подбора репертуара являются:
- соответствие музыкального материала возрастным и исполнительским возможностям учащимся;
- жанровое разнообразие народной музыки
- яркость и эмоциональная насыщенность музыкального материала, отражающего все многообразие жизни человека, широкую палитру его чувств.

 

В течение учебного года планируется ряд творческих показов:

открытые репетиции для родителей и преподавателей;
отчетные концерты;
мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты–лекции в общеобразовательных школах, в культурно–досуговых центрах и пр.);
участие в смотрах–конкурсах, фестивалях, концертно–массовых мероприятиях.

Аудиторные сольные занятия включают в себя следующие виды учебной деятельности:

распевание–объяснение педагогом учебного материала с демонстрацией приемов исполнения (показами);
выполнение обучающимися музыкально–практических заданий с голоса на слух и по нотам;
прослушивание учащимися в записи лучших исполнителей народной песни (или их фрагментов).

Виды вне–аудиторной работы:

подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно–просветительской деятельности, как образовательного учреждения, так и за его пределами.

Краткое описание содержания разделов:

Техническая подготовка: основные вокальные навыки; певческое дыхание; тембр; артикуляция; вокально-технические упражнения.
Художественное воспитание: слово, фраза, логические ударения; орфоэпия, логика речи, диалект, выразительное слово в пении; исполнительская выразительность, эмоциональная наполненность; сценическая выдержка.
Жанровая и историческая стилистика: освоение основных жанровых признаков народной песни.
Гигиена голоса:болезни голосового аппарата; правильный режим труда и отдыха; закаливание голосового аппарата; снятие излишней вокальной нагрузки.
Сценическое движение: жест, мимика, артистизм; организация сценического пространства.

Цели программы

Основная цель программы – выявление и развитие музыкально–творческих способностей, обучающихся на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Обучающие:

формирование вокально–исполнительских умений и навыков;
развитие навыков сольного пения с сопровождением и без него;
овладение навыками художественной выразительности исполнения (фразировкой, нюансировкой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
освоение региональных особенностей певческой культуры.
Развивающие:

развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления.
Воспитательные:

формирование нравственных принципов, патриотических чувств;
воспитание развитой культуры чувств, эмоций и художественно–образного мышления;
воспитание творчески активной личности, проявления своих лучших качеств;
формирование умения организовывать свой труд.

Результат программы

Результатом освоения программы по учебному предмету является приобретение обучающимися:

знание начальных основ песенного искусства;
знание характерных особенностей народного пения и основных стилистических направлений сольного исполнительства;
знание музыкальной терминологии;
умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
практические навыки исполнения народно–песенного репертуара;
навыки владения различными манерами пения;
навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведении различных жанров;
навыки публичных выступлений.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

уважительное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
формирование нравственных принципов, патриотических чувств;
воспитание развитой культуры чувств, эмоций и художественно–образного мышления;
воспитание творчески активной личности, проявления своих лучших качеств;
формирование умения организовывать свой труд.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:

высокий уровень мотивации обучающихся к народному вокально–хоровому исполнительству;
творческая самореализация учащихся, участие вокально–хоровых коллективов и их солистов в смотрах–конкурсах, фестивалях, концертно–массовых мероприятиях.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе вступительные испытания не предусмотрены. Отбор детей может проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

Материально-техническая база

Реализация программы обеспечивается:

учебными аудиториями для индивидуальных занятий, имеющими звукоизоляцию, оснащенными роялем или пианино, шкафом для нот, зеркалом, музыкальным центром, микшером, усилителем, микрофонами, колонками, аппаратурой для просмотра видеозаписей;
концертным залом с концертным роялем или фортепиано;
комплектацией библиотечного фонда печатными, электронными изданиями, учебно–методической и нотной литературой;
созданием в образовательной организации условий для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;
соответствием материально–технической базы санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.