Программа «Шахматы» Шахматный клуб «Дебют»

  • (1)

Актуальность программы обусловлена тем, что на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы наиболее благоприятны для метапредметного подхода. Если использовать данную игру не только как спортивную, но прежде всего как развивающую базовые способности, то в игру можно включать самые разнообразные практики, особенно на первом этапе обучения в начальной школе, позволяющие приобретаемые знания применять в других практиках и решать шахматные задачи в самых разнообразных модальностях.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, театрализация позиций на напольной доске, где учащиеся погружаются в образ конкретной фигуры и действуют в зависимости от позиции в команде.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей с ОВЗ. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. компенсировать ограниченность в движении.

Педагоги

Пинигина Зоя Владимировна, педагог дополнительного образования первой категории. Педстаж 20 лет.

Последние курсы повышения с 01 октября 2019 г. по 22 ноября 2019 г. ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования» в объеме 108 часов. Регистрационный нр 7582.

Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа включает в себя темы:

Шахматная доска (9 часов)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Легенда о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры (27 часа)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальная расстановка фигур (36 часов)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур (108 часов)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

 Цель шахматной партии (45 часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировки. Условия и правила выполнения рокировки.

 

 

Игра всеми фигурами из начального положения (45 часов)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Три этапа шахматной партии (45 часов)

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Особенности каждого этапа. 10 правил игры в дебюте.

Сравнительный анализ после розыгрыша дебюта (пешечный центр, развитие фигур, положение короля, слабые и сильные поля, пешечные структуры, открытые линии) и составление плана на основе анализа. Виды преимущества: материальное, преимущества качества, пространственное, позиционное. Главное правило шахматиста: "Улучшай положение своих фигур и стесняй положение фигур соперника".

Режим занятий: 3 раза в неделю по 3 часа

Цели программы

Создание условий для достижения обучащимися в процессе шахматной игры необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи:

Образовательные (предметные):

· Овладение детьми знаниями теории и практики шахматной игры.

· Подготовка к успешным выступлениям в различных шахматных соревнованиях.

Личностные:

· Развитие устойчивой мотивации к изучению шахматного творчества.

· Развитие у детей мышления, логики, памяти и внимания.

· Развитие личностного потенциала.

· Развитие умения применять теоретические знания в практической деятельности.

Метапредметные.

Познавательные:

· Развитие навыков учебной и познавательной деятельности.

· Формирование навыков в составлении вопросов при поиске и сборе информации по шахматам.

· Развитие навыков выполнения творческих проектов.

Коммуникативные:

· Развитие навыков общения в коллективе.

· Развитие умения воспринимать себя как часть творческого коллектива, как часть команды.

· Развитие способности к активному сотрудничеству в любом виде деятельности.

· Развитие умения сравнивать различные точки зрения.

Регулятивные:

· Развитие умения осуществлять контроль над собственным психологическим состоянием во время игры в шахматы и умения самостоятельно исправлять свои ошибки.

· Развитие умения планировать свою деятельность и оценивать свои творческие возможности.

· Развитие умения составления сложных последовательностей ходов, планов борьбы, их корректировки, анализа ходов и фиксация в памяти этих вариантов.

· Развитие умения проводить самооценку и саморазвитие.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· базовые принципы, методы и средства шахматной игры;

· базовые основы правил разыгрывания различных дебютов;

К концу года обучающиеся должны приобрести следующие компетенции в шахматной игре:

● знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход, взятие, шах, атака, защита, шах, мат, пат,

● правила хода и взятия каждой фигуры;

● ориентироваться на шахматной доске;

● играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

● правильно помещать шахматную доску между партнерами;

● правильно расставлять фигуры перед игрой;

● различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

● рокировать;

● объявлять шах;

● ставить мат;

● знать все варианты ничьей,

● решать элементарные задачи на мат в один и два хода;

● применять правило "взятие на проходе";

Обучающиеся приобретут умения производить логические операции:

- синтез;

- анализ;

– сравнения;

– классификации по признакам разных объектов;

– выявление следствий;

– определение причинно-следственных связей;

– выстраивание логического плана действий;

– аргументацию гипотез;

 

Особые условия проведения

Набор без конкурсного отбора. Набор в учебные группы осуществляется в начале учебного года.

В творческое объединение принимаются учащиеся на основании письменного заявления родителей и регистрации на портале "Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области«.

Группы в творческом объединении «Дебют» сформированы в группы учащихся разных возрастных категорий (разновозрастные группы от 7-10 лет), являющиеся основным составом объединения.

Состав групп в творческом объединении «Дебют» постоянный и регулируется нормами в образовательной организации в соответствие с требованиями СанПиН.

Материально-техническая база

Занятия объединения проходят в просторном, светлом помещении <<Светлица>>, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Все шахматное оборудование в кабинете является безопасным и здоровьесберегающим.

Учебное оборудование включает комплект мебели, шахматную демонстрационную доску, комплекты шахмат, шахматные часы и литература, необходимые для организации и проведения занятий по шахматам.