- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Программа «Экологическая мозаика»
Программа «Экологическая мозаика»
Программа направлена на формирование экологического мышления через владение методиками фенологических наблюдений; на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; особенно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни.
Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программы способствует развитию коммуникативных, регуляторных и познавательных универсальных действий.
Программа «Экологическая мозаика» может использоваться, как краеведческий компонент при изучении базового курса биологии. При интегрировании этой программы с базовой общеобразовательной программой можно выделить несколько моделей:
1. Полипредметная базовая модель, которая предполагает обязательное равномерное распределение его по учебным курсам. При таком построении программ региональные знания биологии рассматриваются как материал для расширения и углубления основных тем и разделов. Биологические явления и процессы обосновываются с помощью конкретных фактов. В процессе такого обучения реализуются установки краеведческого принципа: от частного к общему и от общего к частному; вести учащихся от доступных фактов к обобщениям и выводам;
2. Полипредметная повышенная модель, которая реализуется в базовых курсах повышенного уровня и предполагает изучение материала регионального характера по биологии за счет выделения дополнительных часов. Вопросы регионального содержания рассматриваются в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам. На обобщающих уроках происходит систематизация и обобщение знаний;
3. Монопредметная углубленная модель, где региональное образование реализуется на специально отведенных уроках. Из вариативной части выделяются часы на факультативные курсы.
Большое место в программе отводится фенологическим наблюдениям.
Программа, дает знание основ общей экологии, физической географии, ландшафтной экологии, фенологии, ботаники, зоологии, систематики
Педагоги
Борисова Ирина Валентиновна, учитель высшей категории
Содержание программы
Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Изучение родного края невозможно без экскурсий, путешествий, систематических фенологических наблюдений и исследований. Это расширяет кругозор детей, помогает освоению разносторонних практических навыков, воспитывает чувство патриотизма и нравственности, любви к малой Родине.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Программа «Экологическая мозаика» поможет лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.
В программе смоделировано новое содержание образования детей среднего звена. Основная направленность на практическую, краеведческую и исследовательскую деятельность через фенологические наблюдения. Программа способствует развитию универсальных учебных действий, дает знание основ общей экологии, физической географии, ландшафтной экологии, фенологии, ботаники, зоологии, систематики. Фенологическим наблюдениям в программе «Экологическая мозаика» отводится большое место
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является:
- комплексной – так как охватывает курс природоведения, ботаники, зоологии, экологии и географии;
- интегрированной – объединяет области основного и дополнительного образования;
- модульной – поскольку по способу организации своего содержания состоит из трёх самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Программа «Экологическая мозаика» – эколого-биологической направленности.
Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилет и отлет птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.
Основная форма работы фенологов – фенологические экскурсии. Во время экскурсий можно установить связь между фазами развития деревьев, кустарников и травянистых растений. На станции юннатов фенологические наблюдения можно вести на базе «Живого уголка» (объединений: орнитология, аквариумистика, в мини зоопарке).
Фенологические наблюдения можно связать с опытнической работой на учебно-опытном участке, учитывая фенофазы в развитии растений.
Новизна программы «Экологическая мозаика» состоит в том, что обучение по программе идёт через практику и работу в малых группах, что позволит значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и фенологических исследований. Одновременно предоставляется возможность развития ключевых компетенций: ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных, учебно-познавательных, социально-трудовых.
Программа рассчитана на детей в возрасте 10-13 лет.
Срок реализации программы 3 года.
Программа состоит из трех блоков:
I- й блок – «У природы нет плохой погоды», 1-й год обучения (144 ч.),
II- й блок – «Фенологические явления у растений», 2-й год обучения (216 ч.),
III –й блок – «Фенологические явления у животных», 3-й год обучения (216 ч.)
Количество часов для первого года обучения 144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Количество часов второго года обучения 216. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Третий год так же 2 раза в неделю по 3 часа, за год 216 часов. В данной авторской образовательной программе значительное количество часов отводится практической работе. Практическая работа занимает:
первый год обучения −112;
второй год обучения – 150;
третий год обучения – 153
Цели программы
Цель: формирование экологической культуры через проведение фенологических наблюдений.
Задачи программы:
сформировать компетенции:
· ценностно-смысловую – через способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
· коммуникативную – через навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе при решении нравственных и экологических задач;
· личностного самосовершенствования – через освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, естественнонаучное мировоззрение, внутреннюю экологическую культуру;
· информационную – через работу с научной и энциклопедической литературой и при помощи информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
· общекультурную – овладение экологической грамотностью и культурой через краеведческую деятельность, исследовательский поиск и фенологические наблюдения.
Реализация программы может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов фенолого – краеведческой деятельности: экскурсий, фенологических наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей воспоминаний, различного вида исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях. В процессе такого обучения реализуются установки принципа: от частного к общему и от общего к частному. Вопросы регионального содержания рассматриваются в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам.
Виды учебной деятельности: научно- исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности:
-исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете;
- организация походов, путешествий и экскурсий, направленных на реализацию программы;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе (темы исследований и опытов могут меняться по желанию детей);
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей;
- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
- проведение, соревнований, смотров, конкурсов;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Результат программы
Обучающиеся 1-го года обучения будут
Знать:
- принципы организации фенологических наблюдений, правила по технике безопасности при нахождения в природном окружении;
- простейшие методы полевых исследований (метеорологических, геологических, гидрологических);
- основные последствия антропогенного воздействия на природу;
- расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы Новосибирской области;
- основные правила организации и проведения туристских путешествий;
- знать правила оказания первой медицинской доврачебной помощи.
уметь:
- вести наблюдения в природе;
- делать зарисовки объектов наблюдения;
- пользоваться справочной литературой,
- оформить исследовательскую работу;
Обучающиеся 2-го года обучения будут
Знать:
- принципы организации краеведческих исследований;
- простейшие методы проведения ботанических исследований;
- правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
- основные виды охраняемых видов растений Новосибирской области;
- как правильно вести полевой дневник.
Уметь:
- проводить простейшую исследовательскую работу;
- проводить паспортизацию природных объектов;
- уметь определять растения;
- правильно вести сбор растений;
- пользоваться определителями, методиками при проведении полевых работ.
Обучающиеся 3-го года обучения будут
Знать:
- принципы организации и проведения экскурсий в природу;
- простейшие методы зоологических, энтомологических, фенологических, полевых исследований;
- расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы, животных Новосибирской области.
Уметь:
- уметь определять животных по определителям;
- пользоваться оборудованием для сбора полевого материала и обрабатывать его;
- уметь проводить камеральную обработку животных;
- уметь оформлять коллекции беспозвоночных животных.
Прогнозируемые личностные результаты:
- формировать личные учебные задачи по освоению исследовательской деятельности;
- согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;
- высказывать личную точку зрения.
Метапредметные результаты:
- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
- собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;
- представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;
- перечислять требования к просветительскому проекту, применять доказательства и убеждения при выполнении проекта.
Предметные результаты:
- использовать данные науки, культурно-исследовательские материалы при обосновании роли общения для полноценного развития человека;
- выступать на научно – практических конференциях, семинарах, участвовать в конкурсах;
- называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе в команде для выполнения экологического проекта