Программа «Экологическая мозаика»

Программа направлена на формирование экологического мышления через владение методиками фенологических наблюдений; на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; особенно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни.

Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программы способствует развитию коммуникативных, регуляторных и познавательных универсальных действий.

Программа «Экологическая мозаика» может использоваться, как краеведческий компонент при изучении базового курса биологии. При интегрировании этой программы с базовой общеобразовательной программой можно выделить несколько моделей:

1. Полипредметная базовая модель, которая предполагает обязательное равномерное распределение его по учебным курсам. При таком построении программ региональные знания биологии рассматриваются как материал для расширения и углубления основных тем и разделов. Биологические явления и процессы обосновываются с помощью конкретных фактов. В процессе такого обучения реализуются установки краеведческого принципа: от частного к общему и от общего к частному; вести учащихся от доступных фактов к обобщениям и выводам;

2. Полипредметная повышенная модель, которая реализуется в базовых курсах повышенного уровня и предполагает изучение материала регионального характера по биологии за счет выделения дополнительных часов. Вопросы регионального содержания рассматриваются в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам. На обобщающих уроках происходит систематизация и обобщение знаний;

3. Монопредметная углубленная модель, где региональное образование реализуется на специально отведенных уроках. Из вариативной части выделяются часы на факультативные курсы.

Большое место в программе отводится фенологическим наблюдениям.

Программа, дает знание основ общей экологии, физической географии, ландшафтной экологии, фенологии, ботаники, зоологии, систематики

Педагоги

Борисова Ирина Валентиновна, учитель высшей категории 

Содержание программы

Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Изучение родного края невозможно без экскурсий, путешествий, систематических фенологических наблюдений и исследований. Это расширяет кругозор детей, помогает освоению разносторонних практических навыков, воспитывает чувство патриотизма и нравственности, любви к малой Родине.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Программа «Экологическая мозаика» поможет лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.

В программе смоделировано новое содержание образования детей среднего звена. Основная направленность на практическую, краеведческую и исследовательскую деятельность через фенологические наблюдения. Программа способствует развитию универсальных учебных действий, дает знание основ общей экологии, физической географии, ландшафтной экологии, фенологии, ботаники, зоологии, систематики. Фенологическим наблюдениям в программе «Экологическая мозаика» отводится большое место

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является:

  • комплексной – так как охватывает курс природоведения, ботаники, зоологии, экологии и географии;
  • интегрированной – объединяет области основного и дополнительного образования;
  • модульной – поскольку по способу организации своего содержания состоит из трёх самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Программа «Экологическая мозаика» – эколого-биологической направленности.

Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилет и отлет птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.

Основная форма работы фенологов – фенологические экскурсии. Во время экскурсий можно установить связь между фазами развития деревьев, кустарников и травянистых растений. На станции юннатов фенологические наблюдения можно вести на базе «Живого уголка» (объединений: орнитология, аквариумистика, в мини зоопарке).

Фенологические наблюдения можно связать с опытнической работой на учебно-опытном участке, учитывая фенофазы в развитии растений.

Новизна программы «Экологическая мозаика» состоит в том, что обучение по программе идёт через практику и работу в малых группах, что позволит значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и фенологических исследований. Одновременно предоставляется возможность развития ключевых компетенций: ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных, учебно-познавательных, социально-трудовых.

Программа рассчитана на детей в возрасте 10-13 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Программа состоит из трех блоков:

I- й блок – «У природы нет плохой погоды», 1-й год обучения (144 ч.),

II- й блок – «Фенологические явления у растений», 2-й год обучения (216 ч.),

III –й блок – «Фенологические явления у животных», 3-й год обучения (216 ч.)

Количество часов для первого года обучения 144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Количество часов второго года обучения 216. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Третий год так же 2 раза в неделю по 3 часа, за год 216 часов. В данной авторской образовательной программе значительное количество часов отводится практической работе. Практическая работа занимает:

первый год обучения −112;

второй год обучения – 150;

третий год обучения – 153

Цели программы

Цель: формирование экологической культуры через проведение фенологических наблюдений.

 

Задачи программы:

сформировать компетенции:

· ценностно-смысловую – через способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

· коммуникативную – через навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе при решении нравственных и экологических задач;

· личностного самосовершенствования – через освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, естественнонаучное мировоззрение, внутреннюю экологическую культуру;

· информационную – через работу с научной и энциклопедической литературой и при помощи информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.

· общекультурную – овладение экологической грамотностью и культурой через краеведческую деятельность, исследовательский поиск и фенологические наблюдения.

Реализация программы может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов фенолого – краеведческой деятельности: экскурсий, фенологических наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей воспоминаний, различного вида исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях. В процессе такого обучения реализуются установки принципа: от частного к общему и от общего к частному. Вопросы регионального содержания рассматриваются в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам.

Виды учебной деятельности: научно- исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности:

-исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете;
- организация походов, путешествий и экскурсий, направленных на реализацию программы;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе (темы исследований и опытов могут меняться по желанию детей);
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей;
- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
- проведение, соревнований, смотров, конкурсов;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Результат программы

Обучающиеся 1-го года обучения будут

Знать:

  • принципы организации фенологических наблюдений, правила по технике безопасности при нахождения в природном окружении;
  • простейшие методы полевых исследований (метеорологических, геологических, гидрологических);
  • основные последствия антропогенного воздействия на природу;
  • расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы Новосибирской области;
  • основные правила организации и проведения туристских путешествий;
  • знать правила оказания первой медицинской доврачебной помощи.

уметь:

  • вести наблюдения в природе;
  • делать зарисовки объектов наблюдения;
  • пользоваться справочной литературой,
  • оформить исследовательскую работу;

 

Обучающиеся 2-го года обучения будут

Знать:

  • принципы организации краеведческих исследований;
  • простейшие методы проведения ботанических исследований;
  • правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
  • основные виды охраняемых видов растений Новосибирской области;
  • как правильно вести полевой дневник.

Уметь:

  • проводить простейшую исследовательскую работу;
  • проводить паспортизацию природных объектов;
  • уметь определять растения;
  • правильно вести сбор растений;
  • пользоваться определителями, методиками при проведении полевых работ.

 

Обучающиеся 3-го года обучения будут

Знать:

  • принципы организации и проведения экскурсий в природу;
  • простейшие методы зоологических, энтомологических, фенологических, полевых исследований;
  • расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы, животных Новосибирской области.

Уметь:

  • уметь определять животных по определителям;
  • пользоваться оборудованием для сбора полевого материала и обрабатывать его;
  • уметь проводить камеральную обработку животных;
  • уметь оформлять коллекции беспозвоночных животных.

 

Прогнозируемые личностные результаты:

  • формировать личные учебные задачи по освоению исследовательской деятельности;
  • согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;
  • высказывать личную точку зрения.

Метапредметные результаты:

  • приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
  • собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;
  • представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;
  • перечислять требования к просветительскому проекту, применять доказательства и убеждения при выполнении проекта.

Предметные результаты:

  • использовать данные науки, культурно-исследовательские материалы при обосновании роли общения для полноценного развития человека;
  • выступать на научно – практических конференциях, семинарах, участвовать в конкурсах;
  • называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе в команде для выполнения экологического проекта