Музыкальный инструмент труба

Музыкальное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Занятия в классе трубы в детской школе искусств − это расширение кругозора, знакомство с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значимых композиторов. Главным результатом деятельности преподавания в классе трубы является приобщение обучающихся к музыкальному искусству через овладение игрой на инструменте, воспитание любви к музыке и музыкальным занятиям.

Программа объединяет теоретический, практический, исполнительский, творческий, контрольно-итоговый учебный материал, существующий во взаимодействии всех его параметров. В творческо-исполнительской деятельности теоретические и прикладные знания воплощаются в исполнительской практике, контрольно-итоговый материал подтверждает результаты предыдущей работы обучающегося. В процессе создания художественного образа суммируются все знания, умения и навыки, накопленные учащимися за период обучения, весь опыт его интеллектуальной и эмоциональной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы состоит в приобщении обучающихся к музыкальному искусству и художественному вкусу. Формируемые в процессе занятий такие важные личностные качества как настойчивость, терпение, творческое воображение будут полезными в любой сфере деятельности.

Форма обучения – Занятия по классу трубы проводятся два раза в неделю, с продолжительностью урока в 45 минут. Занятия проводятся индивидуально, что предполагает тесный контакт с обучающимся, выявление музыкальных способностей и возможностей. В индивидуальном плане обучающегося фиксируются все произведения, выученные в классе, дома, исполняемые на экзаменах, концертах, технических зачетах. Вся исполнительская работа оценивается преподавателем и членами комиссии. В конце года в индивидуальных планах дается краткая характеристика, где указан музыкально – исполнительский рост и творческое развитие обучающегося.

Игра на инструменте – это главное в процессе обучения, теоретический материал изучается параллельно и тесно переплетается с практикой. Индивидуальные уроки по классу трубы способствуют всестороннему воспитанию детей, формируют и развивают эстетические воззрения и художественные вкусы обучающегося, приобщают его к миру музыки и обучают искусству исполнения на инструменте. Знания, полученные на уроке, обязательны для применения их самостоятельно на практике.

Используемые методические материалы:

- методические разработки и мастер-классы по предлагаемым темам работы;

- презентации по темам программы.

Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, включающим учебную литературу, официальные справочно-библиографические и периодические издания.

Педагоги

Плюснин Анатолий Геннадьевич – преподаватель по классу трубы. Образование – средне-мпециальное:

Томское областное музыкальное училище

"Артист оркестра", руководитель духового оркестра и преподаватель ДМШ

1971 г.

Стаж работы по специальности - 22 года. 

Содержание программы

Программа «Музыкальный инструмент. Труба» комплексная и подразумевает изучение таких предметов, как музыкальный инструмент, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, оркестр, предмет по выбору (Фортепиано).

Срок реализации программы – 7 лет.

1-й год обучения – 5 часов в неделю.

Труба – 2 часа.

Сольфеджио – 1 час.

Слушание музыки – 1 час.

Предмет по выбору – 1 час.

2-й год обучения – 6 часов в неделю.

Труба – 2 часа.

Сольфеджио – 1 час.

Слушание музыки – 1 час.

Оркестр – 1 час.

Предмет по выбору – 1 час.

3-й год обучения – 6 часов в неделю.

Труба –2 часа.

Сольфеджио – 1 час.

Слушание музыки – 1 час.

Оркестр – 1 час.

Предмет по выбору – 1 час.

4-й год обучения – 6 часов в неделю.

Труба – 2 часа.

Сольфеджио – 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.

Оркестр – 1 час.

Предмет по выбору – 1 час.

5 год обучения 7 часов в неделю:

Труба – 2 часа.

Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.

Оркестр – 2 часа.

Предмет по выбору – 1 час.

 

6 год обучения 7 часов в неделю:

Труба – 2 часа.

Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.

Оркестр – 2 часа.

Предмет по выбору – 1 час.

7 год обучения 7 часов в неделю:

Труба – 2 часа.

Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.

Вокальный ансамбль, оркестр – 2 часа.

Предмет по выбору – 1 час.

Содержание учебных предметов

1. Предмет "Труба"

Программа формирует навыки игры на инструменте, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся. Обучение предполагает изучение нотной грамоты, навыки ансамблевой игры, чтения с листа, овладение основами аккомпанемента. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт самостоятельной работы, творческой и концертной деятельности.

2. Предмет "Сольфеджио"

Данный предмет является особенно важным для обучающегося. Этот предмет представляет собой систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений, необходимых для понимания музыкальных форм и содержания произведений.

Содержание учебного предмета "Слушание музыки"

На занятиях по слушанию музыки детям предлагается прослушивание самой разнообразной музыки. Знакомство начинающих музыкантов с музыкой развивает способность детей откликаться на выразительность ее художественных образов, помогает осознавать отдельные элементы музыкальной речи, совершенствовать их слух в его главной функции – как аппарат восприятия и контроля при осуществлении музыкальной деятельности.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература«

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета "Оркестр народных инструментов"

Оркестровый класс в детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Музыка имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а детям дает возможностью выразить себя. Занятия оркестровым музицированиием создает возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, к самому процессу ансамблевого музицирования, развивает музыкальный слух, умение слышать партнера, играть слаженно. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, игра в ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на трубе произведения различных жанров и форм.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Образовательные:

Приобретение знаний, умений, навыков игры на трубе, их практическое применение;
использование полученных знаний в межпредметной работе;
"отдача" знаний, умений, навыков в исполнительском процессе интерпретации;
приобщение к высокохудожественному репертуару классической, народной и современной музыки.

2. Воспитательные:

Формирование духовной культуры и развитие нравственности ребенка;
приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
формирование высоких эстетических норм в отношениях с окружающими людьми.

3. Развивающие:

развитие творческих способностей учащегося;
развитие любознательности и кругозора учащегося;
развитие эмоциональной сферы учащегося;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения, навыки, самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

основные исторические сведения об инструменте;
конструктивные особенности инструмента;
основы музыкальной грамоты;
основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством преподавателя методику поэтапной работы над художественным произведением;
творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную.
В результате освоения программы обучающиеся приобретут навыки:

игры по нотам и наизусть;
чтение с листа несложных произведений;
навыки транспонирования и подбора по слуху; навыки аккомпанирования другому музыкальному инструменту или голосу;
навыки ансамблевой игры на инструменте.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные результаты:

развитие общей культуры учащихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

наличие дома музыкального инструмента (аккордеон);
наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Учебные аудитории для индивидуальных и групповых занятий, музыкальный инструмент, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и учебно-методическая литература.