Музыкальный инструмент аккордеон (5-летняя программа)

В современных условиях детские школы искусств являются тем звеном в общей системе музыкального образования в стране, в котором школьники приобщаются к музыкальному наследию в ее лучших, классических образцах. Главным результатом данной программы является приобщение учащихся к музыкальному искусству через овладение игрой на инструменте, воспитание любви к музыке и музыкальным занятиям.

 

Программа включает классические русские и зарубежные произведения, обработки народных песен и танцев, современный материал эстрадного и джазового направлений; дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющих учесть индивидуальность учащегося, тип его психофизиологического и музыкально-исполнительского дарования. Также программой предусмотрены творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа), которые раскрывают художественные способности учащихся.

 

Программа «Музыкальный инструмент. Аккордеон» предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на аккордеоне с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, оркестр. Программа способствует формированию культурного самосознания, приобщению к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Педагоги

Шмырев Игорь Дмитриевич – преподаватель по классу аккордеона высшей категории. Образование – высшее:

НГК им. М. Глинки

Концертный исполнитель, преподаватель.

Стаж работы по специальности - 30 лет.

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: аккордеон, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, оркестр, предмет по выбору: Музыкальный инструмент. Фортепиано".

Срок реализации – 5 лет.

1 год обучения 5 часов в неделю:

Аккордеон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Слушание музыки – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

2 год обучения 6 часов в неделю:

Аккордеон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

3 год обучения 6 часов в неделю:

Аккордеон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

4 год обучения 6 часов в неделю:

Аккордеон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

5 год обучения 7 часов в неделю:

Аккордеон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Музыкальная литература – 1 час.
Вокальный ансамбль, оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

Содержание учебного предмета "Аккордеон"

Данная программа формирует навыки игры на аккордеоне, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Освоение инструмента аккордеон включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

Содержание учебного предмета "Слушание музыки"

На занятиях по слушанию музыки детям предлагается прослушивание самой разнообразной музыки. Знакомство начинающих музыкантов с музыкой развивает способность детей откликаться на выразительность ее художественных образов, помогает осознавать отдельные элементы музыкальной речи, совершенствовать их слух в его главной функции – как аппарат восприятия и контроля при осуществлении музыкальной деятельности.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература"

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета "Оркестр народных инструментов"

Оркестровый класс в детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Музыка имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а детям дает возможностью выразить себя. Занятия оркестровым музицированиием создает возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, к самому процессу ансамблевого музицирования, развивает музыкальный слух, умение слышать партнера, играть слаженно. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, игра в ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.

Цели программы

Целью данной программы является развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм.

 

Основные задачи:


• овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на инструменте, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение;
• привитие навыков исполнения классической, народной и современной музыки;
• умение учащихся играть с листа;
• развитие творческих способностей;
• расширение музыкального кругозора.

 

Таким образом, в результате обучения учащийся приобретает следующие навыки и умения:


• умение ориентироваться в звучании произведения;
• исполнять несложный текст с листа;
• играть произведения в стиле той или иной эпохи;
• понимать и чувствовать темпо-ритмическую пульсацию (синхронность исполнения).

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

систему игровых навыков и ее применение на практике;
основные исторические сведения об инструменте;
конструктивные особенности инструмента;
элементарные правила по уходу за инструментом;
основы музыкальной грамоты;
основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).
В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством преподавателя методику поэтапной работы над художественным произведением;
творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную.
Выпускники приобретут навыки:

игры по нотам;
чтения с листа несложных произведений;
навыки транспонирования и подбора по слуху.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Личностные результаты:

развитие общей культуры учащихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

 

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

наличие дома музыкального инструмента (аккордеон);
наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Учебные аудитории для индивидуальных и групповых занятий, аккордеоны и баяны различного диапазона, пульты, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и методическая литература.

Учебные аудитории соответствуют санитарным и эпидемиологическим требованиям.