Музыкальный инструмент фортепиано (5-летняя программа)

В современных условиях детские музыкальные школы являются тем звеном в общей системе музыкального образования в стране, в котором школьники приобщаются к музыкальному наследию в ее лучших, классических образцах. Главным результатом деятельности преподавателей фортепианного отделения является приобщение учащихся к музыкальному искусству через овладение игрой на инструменте, воспитание любви к музыке и музыкальным занятиям.

 

Программа объединяет теоретический, практический, исполнительский, творческий, контрольно-итоговый учебный материал, существующий во взаимодействии всех его параметров. В творческо-исполнительской деятельности теоретические и прикладные знания воплощаются в исполнительской практике, контрольно-итоговый материал подтверждает результаты предыдущей работы учащегося. В процессе создания художественного образа суммируются все знания, умения и навыки, накопленные учащимися за период обучения, весь опыт обучения, весь опыт его интеллектуальной и эмоциональной деятельности.

 

Занятия по классу фортепиано проводятся два раза в неделю, с продолжительностью урока в 40 минут. Занятия проводятся индивидуально, что предполагает тесный контакт с учеником, выявление музыкальных способностей и возможностей. В индивидуальном плане ученика фиксируются все произведения, выученные в классе, дома, исполняемые на экзаменах, концертах, технических зачетах. Вся исполнительская работа оценивается преподавателем и членами комиссии. В конце года в индивидуальных планах дается краткая характеристика, где указан музыкально – исполнительский рост и творческое развитие ученика.

 

Игра на инструменте – это главное в процессе обучения, и теоретический материал изучается параллельно и очень тесно переплетается с практикой. Индивидуальные уроки по классу фортепиано способствуют всестороннему воспитанию детей, формируют и развивают эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщают его к миру музыки и обучают искусству исполнения на инструменте. Знания, полученные на уроке, обязательны для применения их самостоятельно на практике.

Педагоги

Кандаурова Маргарита Сергеевна – преподаватель по классу фортепиано. Образование – высшее:

"Российская академия музыки им. Гнесиных", г. Москва

"Концертный исполнитель, преподаватель"

 

Стаж работы по специальности - 2 года.

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: фортепиано, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, оркестр, предмет по выбору: "Сольное пение.(Эстрадное)", "Сольное пение. Народное".

Срок реализации – 7 лет.

 

1 год обучения 5 часов в неделю:

Фортепиано – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Предмет по выбору – 1 час.

Слушание музыки – 1 час.

 

2 год обучения 6 часов в неделю:

Фортепиано – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

3 год обучения 6 часов в неделю:

Фортепиано – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

4 год обучения 6 часов в неделю:

Фортепиано – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

5 год обучения 7 часов в неделю:

Фортепиано – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Музыкальная литература – 1 час.
Вокальный ансамбль, оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

Содержание учебного предмета "Фортепиано"

Данная программа формирует навыки игры на фортепиано, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Освоение инструмента фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

Содержание учебного предмета "Слушание музыки«

На занятиях «Слушание музыки» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Уроки «Слушания музыки» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература«

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета "Оркестр"

В освоении игры на музыкальных инструментах и развитии творческих способностей большое значение играет предмет -оркестр. Следует отметить, что игра в оркестре для детей не только приобретение новых навыков, но и средство развития коммуникативных способностей.

Цели программы

Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Образовательные:

приобретение знаний, умений, навыков на фортепиано (исполнительских навыков), их практическое применение;
приобщение к произведениям мировой музыкальной культуры, знание фактического материала о жизни и творчестве композиторов, знакомство со стилями и жанрами;
использование полученных знаний в межпредметной работе, накопление художественных впечатлений;
"отдача" знаний, умений, навыков в исполнительском процессе интерпретации.

2. Воспитательные:

формирование духовной культуры и нравственности ребенка;
приобщение к мировым и культурным ценностям;
воспитание любви к музыке;
формирование высоких эстетических норм в отношениях с окружающими людьми.

3. Развивающие:

развитие любознательности и кругозора ребенка, его творческих способностей;
развитие эмоциональной сферы;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения, навыки, самостоятельно и качественно выполнять домашние задания;
развитие музыкального мышления, формирование художественного вкуса и оценочных критериев.

Результат программы

Выпускники приобретут навыки:

игры по нотам;
чтение с листа несложных произведений;
навыки транспонирования и подбора по слуху.

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

основные исторические сведений об инструменте;
конструктивные особенности инструмента;
основы музыкальной грамоты;
основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством преподавателя методику поэтапной работы над художественным произведением;
творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные результаты:

развитие общей культуры учащихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

 

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

наличие дома музыкального инструмента (фортепиано);
наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Учебные аудитории для индивидуальных и групповых занятий, фортепиано, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и методическая литература.

Учебные аудитории соответствуют санитарным и эпидемиологическим требованиям

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.