Музыкальный инструмент домра (5-летняя программа)

Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности – это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. При обучении игре на домре ребёнок может успешно и эффективно проявить свои самые сильные стороны. Исполнительство на домре способствует популяризации русских народных инструментов, знакомит детей с традициями, историей народной музыки.

 

Актуальность программы заключается и в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на домре. Программа предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них, создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества.

 

В процессе освоения программы, у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движений, развития чувства ритма, основ сценического мастерства.

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося, а при желании можно научиться исполнять произведения под фонограмму (под минус). Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» (домра) для детей, поступивших в «ДШИ п, Тулинский» в первый класс в возрасте с семи лет до десяти лет, составляет 7 лет.

 

Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на домре с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, музыкальная литература, хор, а также позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми музыкальной педагогикой. Программа способствует подъёму музыкальной культуры и отвечает запросам самых широких общественных слоёв и различных социальных групп нашего общества, обеспечивает и совершенствует процесс развития и воспитания наиболее способных учащихся, будущих профессионалов. Знакомство с музыкальной культурой на примере произведений, написанных для домры, расширяет общий кругозор ребенка, приобщает к другим видам искусства, развивает творческое мышление, инициативу.

Педагоги

Фотохудинова Наталья Александровна – преподаватель по классу домры высшей категории. Образование – высшее:

НГК им. М,., Глинки 2002 г. Концертный исполнитель. Артист оркестра. Солист ансамбля. Преподаватель по специальности «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты: домра).

Профессиональная переподготовка: Новосибирский областной колледж культуры и искусств. Диплом о переподготовке по классу гитары. 2016 г.

Стаж работы по специальности - 17 лет. 

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: домра, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, оркестр, предмет по выбору: "Музыкальный инструмент. Фортепиано"

Срок реализации – 5 лет.

 

1 год обучения 5 часов в неделю:

Домра – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Слушание музыки – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

2 год обучения 6 часов в неделю:

Домра – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

3 год обучения 6 часов в неделю:

Домра – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

4 год обучения 6 часов в неделю:

Домра – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

5 год обучения 7 часов в неделю:

Домра – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Музыкальная литература – 1 час.
Вокальный ансамбль, оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

Содержание учебного предмета "Домра"

Данная программа формирует навыки игры на домре, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Освоение домры включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

Содержание учебного предмета "Слушание музыки"

На занятиях по слушанию музыки детям предлагается прослушивание самой разнообразной музыки. Знакомство начинающих музыкантов с музыкой развивает способность детей откликаться на выразительность ее художественных образов, помогает осознавать отдельные элементы музыкальной речи, совершенствовать их слух в его главной функции – как аппарат восприятия и контроля при осуществлении музыкальной деятельности.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература«

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета "Оркестр народных инструментов"

Оркестровый класс в детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Музыка имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а детям дает возможностью выразить себя. Занятия оркестровым музицированиием создает возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, к самому процессу ансамблевого музицирования, развивает музыкальный слух, умение слышать партнера, играть слаженно. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, игра в ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.

Цели программы

Целью данной программы является развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм.

 

1. Образовательные:

приобретение знаний, умений, навыков игры на домре, их практическое применение;
формирование исполнительских навыков;
использование полученных знаний в межпредметной работе;
"отдача" знаний, умений, навыков в исполнительском процессе интерпретации;
приобщение к высокохудожественному репертуару классической, народной и современной музыки.

2. Воспитательно-эстетические:

формирование духовной культуры и развитие нравственности ребенка;
приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
формирование высоких эстетических норм в отношениях с окружающими людьми.

3. Развивающие:

развитие творческих способностей учащегося;
развитие любознательности и кругозора учащегося;
развитие эмоциональной сферы учащегося;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения, навыки, самостоятельно и качественно выполнять домашние задания;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

основные исторические сведений об инструменте;
конструктивные особенности инструмента;
основы музыкальной грамоты;
основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством преподавателя методику поэтапной работы над художественным произведением;
творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную.

Выпускники приобретут навыки:

игры по нотам;
чтение с листа несложных произведений;
навыки транспонирования и подбора по слуху.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные результаты:

развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

 

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

наличие дома музыкального инструмента (домра);
наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Учебные аудитории для индивидуальных и групповых занятий, гитары, фортепиано, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и методическая литература.

Учебные аудитории соответствуют санитарным и эпидемиологическим требованиям

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.