Музыкальный инструмент гитара (7-летняя программа)

В современных условиях детские музыкальные школы являются тем звеном в общей системе музыкального образования в стране, в котором школьники приобщаются к музыкальному наследию в ее лучших, классических образцах. Главным результатом данной программы является приобщение учащихся к музыкальному искусству через овладение игрой на инструменте, воспитание любви к музыке и музыкальным занятиям.

 

Гитара – инструмент с особой историей и отличной от многих академических инструментов судьбой: это один из самых популярных инструментов в быту и на эстраде и, в то же время, один из самых сложных для освоения. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности.

 

Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно. В классе гитары практикуют дуэты, трио, смешанные ансамбли, включающие разнохарактерные пьесы русских, советских и зарубежных композиторов, полифонические произведения.

 

Гитара как аккомпанирующий инструмент широко используется в быту и художественной самодеятельности, поэтому учащиеся также получают практические навыки аккомпанемента.

 

Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на гитаре с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, музыкальная литература, хор, а также позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми музыкальной педагогикой. Программа способствует подъёму музыкальной культуры и отвечает запросам самых широких общественных слоёв и различных социальных групп нашего общества, обеспечивает и совершенствует процесс развития и воспитания наиболее способных учащихся, будущих профессионалов. Знакомство с музыкальной культурой на примере произведений, написанных для шестиструнной гитары, расширяет общий кругозор ребенка, приобщает к другим видам искусства, развивает творческое мышление, инициативу.

Педагоги

Фотохудинова Наталья Александровна – преподаватель по классу гитары высшей категории. Образование: высшее, Новосибирская государственная консерватория им. М. Глинки, 2002 г. Концертный исполнитель. Артист оркестра. Солист ансамбля. Преподаватель по специальности «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты: домра).

Профессиональная переподготовка: Новосибирский областной колледж культуры и искусств. Диплом о переподготовке по классу гитары. 2016 г. 

Стаж работы по специальности - 17 лет. 

 

 

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: гитара, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, оркестр, предмет по выбору: "Музыкальный инструмент. "Фортепиано"

Срок реализации – 7 лет.

1 год обучения 5 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Предмет по выбору – 1 час.

Слушание музыки – 1 час.

 

2 год обучения 6 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Слушание музыки – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

3 год обучения 6 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Слушание музыки – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

4 год обучения 6 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.

Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 1 час.
Предмет по выбору – 1 час.

 

5 год обучения 7 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

 

6 год обучения 7 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

 

7 год обучения 7 часов в неделю:

Гитара – 2 часа.
Сольфеджио − 1 час.
Музыкальная литература – 1 час.
Оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

Содержание учебного предмета "Гитара"

Данная программа формирует навыки игры на гитаре, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Освоение гитары шестиструнной включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

Содержание учебного предмета "Слушание музыки«

На занятиях «Слушание музыки» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Уроки «Слушания музыки» способствуют формированию у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература«

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета "Оркестр"

В освоении игры на музыкальных инструментах и развитии творческих способностей большое значение играет предмет -оркестр. Следует отметить, что игра в оркестре для детей не только приобретение новых навыков, но и средство развития коммуникативных способностей.

Цели программы

Целью данной программы является развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на шестиструнной гитаре произведения различных жанров и форм.

 

1. Образовательные:

приобретение знаний, умений, навыков игры на шестиструнной гитаре, их практическое применение;
формирование исполнительских навыков;
использование полученных знаний в межпредметной работе;
"отдача" знаний, умений, навыков в исполнительском процессе интерпретации;
приобщение к высокохудожественному репертуару классической, народной и современной музыки.

2. Воспитательно-эстетические:

формирование духовной культуры и развитие нравственности ребенка;
приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
формирование высоких эстетических норм в отношениях с окружающими людьми.

3. Развивающие:

развитие творческих способностей учащегося;
развитие любознательности и кругозора учащегося;
развитие эмоциональной сферы учащегося;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения, навыки, самостоятельно и качественно выполнять домашние задания;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

основные исторические сведений об инструменте;
конструктивные особенности инструмента;
основы музыкальной грамоты;
основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством преподавателя методику поэтапной работы над художественным произведением;
творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную.

Выпускники приобретут навыки:

игры по нотам;
чтение с листа несложных произведений;
навыки транспонирования и подбора по слуху.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные результаты:

развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

 

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

наличие дома музыкального инструмента (гитара);
наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Учебные аудитории для индивидуальных и групповых занятий, гитары, фортепиано, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и методическая литература.

Учебные аудитории соответствуют санитарным и эпидемиологическим требованиям

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.