Программа Изостудии «Тюбик»

Человеку дана великолепная возможность различать многообразие цветов и оттенков, которые дарит нам природа и окружающий нас мир. Обучающиеся изостудии «Тюбик» должны в полной мере познать это многообразие на уроках изобразительного искусства.

 

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности: каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

 

Художественное образование призвано вовлечь каждого ученика в эстетическое освоение и создание жизненных ценностей.

 

Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определённые знания, умения, навыки. Но простое изложение знаний, без эмоционального настроения, скучно, сложно для понимания, не даёт высоких творческих результатов. Успех в обучении зависит от того, насколько ребёнок эмоционально откликнулся на учебный материал, создал в воображении образ, близкий и понятный ему.

 

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работает красками и другими живописными материалами, должна быть очень продуманной для каждого конкретного случая. Это требует от педагога значительных усилий в подготовке таких занятий.

 

Художнику – педагогу, нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета как таковые, их градации, сочетания, оттенки контрасты. И чем раньше, тем лучше, так как маленький ребёнок эмоционально отзывается на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности.

 

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учёта интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

 

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Педагоги

Боброва Александра Сергеевна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. (Изобразительное искусство, лепка, история искусств, живопись, рисунок, станковая композиция).

Образование: Новосибирское Государственное Художественное Училище, 2015 - 2020.

Специальность: Художник-живописец, преподаватель живописи.

 

Нечаева Анна Сергеевна - педагог дополнительного образования. (Декоративно-прикладное искусство).

Содержание программы

Стартовый уровень:

Первый год обучения (учащиеся 3 – 4 лет):

Количество учебных часов – 144 часов.

Изобразительное искусство – 2 раза в неделю по 2 часа.

Второй год обучения (учащиеся 4 – 5 лет):

Количество учебных часов – 144 часов.

Изобразительное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Третий год обучения (учащиеся 5 – 6 лет):

Количество учебных часов – 144 часов.

Изобразительное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

 

Базовый уровень:

Четвёртый год обучения (учащиеся 6 – 7 лет):

Количество учебных часов – 144 часов;

Изобразительное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Лепка – 1 раз в неделю по часу.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по часу.

Пятый год обучения (учащиеся 7 – 8 лет):

Количество учебных часов – 144 часов;

Изобразительное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Лепка – 1 раз в неделю по 1 часу.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по часу.

Шестой год обучения (учащиеся 8 – 10 лет):

Количество учебных часов – 216 часов;

Изобразительное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Лепка – 1 раз в неделю по 1 часу.

Беседы об искусстве – 1 раз в неделю по 1 часу.

 

Продвинутый уровень:

Седьмой год обучения (учащиеся 10 – 12 лет):

Количество учебных часов – 288 часов;

Живопись – 1 раз в неделю по 2 часа.

Рисунок – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

История искусств – 1 раз в неделю по часу.

Станковая композиция – 1 раз в неделю по 1 часу.

Восьмой год обучения (учащиеся 12 – 14 лет):

Количество учебных часов – 288 часов;

Живопись – 1 раз в неделю по 2 часа.

Рисунок – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

История искусств – 1 раз в неделю по часу.

Станковая композиция – 1 раз в неделю по 1 часу.

Девятый год обучения (учащиеся 14 – 16 лет):

Количество учебных часов – 288 часов;

Живопись – 1 раз в неделю по 2 часа.

Рисунок – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Станковая композиция – 1 раз в неделю по 2 часа.

Десятый год обучения (учащиеся 16 – 18 лет):

Количество учебных часов – 288 часов;

Живопись – 1 раз в неделю по 2 часа.

Рисунок – 1 раз в неделю по 2 часа.

Декоративно – прикладное искусство – 1 раз в неделю по 2 часа.

Станковая композиция – 1 раз в неделю по 2 часа.

 

Срок реализации всех этапов – 10 лет. По окончанию каждых из этапов учащиеся могут перейти на следующий этап обучения, либо закончить своё обучение.

Цели программы

Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся посредством изобразительной деятельности.

 

Задачи программы

 

Образовательные.

Стартовый уровень:

  • учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
  • учить приёмам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
  • учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

Базовый уровень:

  • правильно компоновать в листе изображение;
  • правильно подбирать подходящий формат и материалов;
  • учить сочетать разные виды техник.

Продвинутый уровень:

  • учить понимать особенности живописи как вида изобразительного искусства, отличать ее от других видов;
  • научить видеть цвет изображаемого во взаимной связи с цветами и оттенками, окружающей среды и других предметов;
  • учить видеть в натюрморте форму предмета, овладеть способами их передачи на листе с учётом пространства, в котором они находятся, умение выбирать фактуру и технику живописи в изображении предметов переднего плана и дальнего плана.

 

Развивающие.

Стартовый:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
  • развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Базовый:

  • развивать способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за сою работу, от которой зависит общий результат;
  • формировать творческое мышление, устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
  • развивать колористическое видение.

Продвинутый:

  • улучшать начальные сведения о тоне и тональных соотношениях, как способе передачи формы и пространства в живописи;
  • развивать понятие зависимости изображения предметов в натюрморте от характера освещения;
  • развивать различные живописные стили (реализм, импрессионизм, модернизм и другие) для придания художественному образу натюрморта;
  • развивать работу над эскизами, над работой, над натюрмортом;
  • развивать передачу характера фигуры изображаемого человека в интерьере.

 

Воспитательные.

Стартовый:

  • воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать навыки самостоятельности.

Базовый:

  • формировать умения работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • воспитывать терпение, волю, усидчивость;
  • воспитывать навыки самостоятельности.

Продвинутый:

  • воспитывать правильное использование палитры и художественных материалов;
  • воспитывать чувство гармонии и цвета;
  • воспитывать ритмичность композиционных построений.

Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям.

Результат программы

Стартовый уровень.

В результате реализации программы обучающиеся буду знать:

  • как правильно организовать рабочее пространство;
  • основные и дополнительные цвета;
  • нетрадиционные техники рисования;
  • теплые и холодные цвета.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • использовать нетрадиционные техники и приемы рисования;
  • правильно обращаться с художественными материалами;
  • различать основные и дополнительные цвета спектра и их оттенки;
  • рисовать основные геометрические фигуры.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • пластичность и гибкость рук;
  • усидчивость, точность глазомера;
  • колористическое видение предмета.

 

Базовый уровень.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • различные техники рисования, а также нетрадиционные;
  • колористику цвета;
  • компоновка в листе;
  • сочетание цветов, высветление и затемнение цвета;
  • как правильно поэтапно вести работу.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • сочетать различные техники рисования;
  • грамотно содержать рабочее место;
  • правильно смешивать цвета;
  • умение правильно работать сообща;
  • поэтапно вести работу.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества;

  • развито колористическое видение;
  • пластичность, гибкость рук, точность глазомера.

 

Продвинутый уровень.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правильное поэтапное введение над работой натюрморта;
  • поэтапное введение над портретом и фигурой человека;
  • что такое этюд и его правильное написание;
  • будут знать, что такое фор – эскизы.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно компоновать натюрморт в листе;
  • использовать различные материалы и техники;
  • подбирать правильную цветовую гамму;
  • выполнять с натуры различные этюды;
  • составление тематического натюрморта с предметами различной фактуры и сложной конструктивной формы;
  • работа с фор – эскизами для более выразительной композиции в интерьере.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • развито колористическое видение;
  • точный глазомер;
  • цветовое сочетание, компоновка в листе;
  • усидчивость, внимательность, умение выполнять кропотливую работу.

Особые условия проведения

Новизна программы Изостудии «Тюбик» – носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и даёт немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

 

Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно – творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

 

Данная модифицированная программа по изобразительному искусству разработана для детей изостудии «Тюбик» Структурного Подразделения Гвардейский, которые не имеют начальной подготовки в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на детей от 3 до 18 лет и рассчитана на 10 лет обучения.

Материально-техническая база

Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение хорошо освещено. Методический материал, творческие работы хранятся на специальных стеллажах. Помещение оборудовано специальными партами для рисования и черчения.

  • Музыка, Интерактивная доска.
  • Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка).
  • Парты. Стулья. Мольберты.
  • Доска. Жалюзи.
  • Стулья для красок.
  • Раковина. Мыло. Полотенце.
  • Кнопки. Магниты.
  • Шкафы, Контейнеры.
  • Стеллажи.

Методическое оснащение:

  • Фонд работы учащихся.
  • Фонд методических разработок педагога.
  • Методическая литература.
  • Наглядные пособия и таблицы.
  • Фото и киноматериалы, и натурный фонд.
  • Учебные пособия.
  • Объяснительно – иллюстративный материал.
  • Репродукции картин.