Программа «Этновоспитание»

  • (4)

Основой этой программы является (комплексный) синкретический подход к освоению региональной фольклорной традиции Новосибирской области. Программа ориентирована на приобщение детей к региональной фольклорной традиции Новосибирской области, включение в систему празднично-обрядовой культуры, приобретения и совершенствования навыков народного пения и хореографии, развития навыков сценического мастерства средствами фольклорно-театрализованных представлений и праздников, концертных выступлений; знакомство и овладение приемами ремесел, участие в выставочной деятельности.

 

Современному российскому обществу, государству, экономике, науке, технике, искусству требуется всесторонне образованный, гармонично развитый специалист, умеющий грамотно выполнять определенные профессиональные функции, думающий, видящий перспективу, творчески относящийся к своей деятельности, жизни, обладающий высоким духовным потенциалом. Такая личность предстает как носитель этнической культуры, преобразующий мир на основе его познания, переживания и отношения к нему с обязательной ответственностью за его судьбу и свои действия. Воспитать личность – значит сформировать в ней качества национального достоинства. Незаменима роль искусства в формировании такой личности, ему присуща способность влиять на духовный мир человека, делая его добрее, умнее, счастливее.

 

Базовым элементом национального искусства выступает народная художественная культура.

Кроме получения базовых знаний по фольклору и традиционной культуре данную программу отличает целевая установка на этнокультурное воспитание.

 

В программе активно используется такая форма организации образовательного процесса как комплексные проекты, объединяющие все компоненты традиционной народной культуры, реализация которых направлена на достижение основной цели образовательной программы.

Педагоги

Гришенков Игорь Леонидович, педагог дополнительного образования высшей категории. Заслуженный артист Российской Федерации.

Преподаваемые дисциплины: Традиционный народный танец и игра.

Педагогический стаж: 14 лет.

Уровень образования: среднеспециальное, Новосибирское областное учреждение культуры, 1987. Направление подготовки и/или специальности: клубный работник, руководитель театрального коллектива.

Повышение квалификации: 

НИПКиПРО, «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации стратегии воспитания в РФ» (108 ч.), март 2017 г.

 

Гришенкова Ксения Игоревна, педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 2 года.

 Уровень образования: Среднее: «Новосибирский областной колледж культуры и искусств». Специальность и квалификация по диплому: «Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель». Направление подготовки и/или специальности: Специальность: «Народное художественное творчество (по виду: этнохудожественное творчество).

 

Гришенкова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования высшей категории.

Почётная грамота Департамента образования мэрии города Новосибирска.

Преподаваемые дисциплины: Музыкальный фольклор, фольклорная азбука.

Педагогический стаж: 17 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, 2003 г. Направление подготовки и/или специальности: руководитель этнокультурного центра, преподаватель народного художественного творчества.

Повышение квалификации:

НИПКиПРО, «Школа профессионального роста ПДО»;

НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

 

Ищенко Евгений Иванович, педагог дополнительного образования первой категории Концертмейстер.

Благодарственное письмо Департамента образования мэрии города Новосибирска.

Преподаваемые дисциплины: музыкальный фольклор, ТНТИ.

Педагогический стаж: 7 лет.

Уровень образования: средне-специальное, Соликамский технологический техникум, 2005 г.. Новосибирский музыкальный колледж им. Мурова. Направление подготовки и/или специальности: технолог лесозаготовок, хоровое дирижирование, руководитель народного хора.

Повышение квалификации:

НИПКиПРО, «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации стратегии воспитания в РФ» (108 ч.), март 2017 г.

 

Ищенко Ирина Вадимовна, педагог дополнительного образования первой категории.

Благодарственное письмо Администрации Калининского района города Новосибирска.

Преподаваемые дисциплины: фольклорный театр, фольклорная азбука.

Педагогический стаж: 7 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное, Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2014 г.

Высшее: НГПУ, «Народная художественная культура". Направление подготовки и/или специальности: постановщик театрализованных представлений, преподаватель.

 

Тырса Мария Владимировна, педагог дополнительного образования высшей категории.

Почётная грамота Совета депутатов города Новосибирска.

Преподаваемые дисциплины: декоративно-прикладное творчество.

Педагогический стаж: 18 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, 1996 г. Направление подготовки и/или специальности: учитель черчения, ИЗО и труда.

Повышение квалификации:

НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования".

Содержание программы

1 год обучения:

Музыкальный фольклор - 72 часа.

Фольклорная азбука - 36 часов.

Традиционный народный танец и игра - 72 часа.

Декоративно-прикладное творчество - 72 часа.

Фольклорный театр - 72 часа.

 

2 год обучения:

Музыкальный фольклор - 72 часа.

Фольклорная азбука - 36 часов.

Традиционный народный танец и игра - 72 часа.

Декоративно-прикладное творчество - 72 часа.

Фольклорный театр - 72 часа.

 

3 год обучения:

Музыкальный фольклор - 72 часа.

Фольклорная азбука - 36 часов.

Традиционный народный танец и игра - 72 часа.

Декоративно-прикладное творчество - 72 часа.

Фольклорный театр - 72 часа.

Цели программы

Цель программы: этнокультурное воспитание детей и подростков средствами традиционной народной культуры.

 

Задачи:

Образовательные:

· изучать основные русские обряды, праздники, жанры народной песни и танца;

· знакомить с песенными и танцевальными образцами сибирского региона;

· формировать певческие, танцевальные навыки;

· обучать созданию целостного образа фольклорного действа;

· обеспечивать ритмопластическое единство песни и танца.

 

Развивающие:

· выявлять и развивать индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения народной культуры;

· развивать интерес к традиционному народному творчеству;

· развивать коммуникативную сферу личности учащихся.

 

Воспитательные:

· формировать интерес, бережное отношения, уважение и любовь к традиционной русской культуре и культуре других народов;

· воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

· формировать эстетический и художественный вкус, познавательный интерес;

· формировать мотивационно-ценностную сферу личности учащихся (ценность семьи, Родины, Отечества, здоровья);

· формировать нравственные качества личности, такие как отзывчивость, целеустремленность, настойчивость в достижении результата.

Результат программы

Высокая степень сформированности у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов, предусмотренных программой.

 

Высокая способность учащихся практически применять знания, умения и навыки в конкретных условиях, таких как календарно-обрядовые праздники, концертные и конкурсные выступления, проектно-исследовательская деятельность.

 

Планируемый результат:

Метапредметные результаты:

 

1. Регулятивные УУД·

  • Принимать и понимать задачу, сформулированную педагогом.
  • Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
  • Осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

2. Познавательные УУД.

  • Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при исполнении более сложного песенно-танцевального фольклора сибирских переселенцев и старожилов.

3. Коммуникативные УУД

  • Включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявлять инициативу.
  • Работать в группе.
  • Обращаться за помощью.
  • Слушать собеседника.

 

Личностные результаты:

1. Идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству.

2. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

3. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

4. Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

 

Предметные результаты:

Предмет «Фольклорная азбука»

  • Теоретическое освоение материала, согласно учебно-тематическому плану.

Предмет «Музыкальный фольклор»

  • Овладеть комплексом упражнений для развития певческих навыков по программе трехгодичного обучения.
  • Овладеть репертуаром по программе трехгодичного обучения.

Предмет «Традиционный народный танец и игра»

  • Овладеть комплексом упражнений для развития танцевальных навыков по программе трехгодичного обучения.
  • Овладеть репертуаром по программе трехгодичного обучения.

Предмет «Фольклорный театр»

  • Овладеть комплексом упражнений для развития актерских навыков по программе трехгодичного обучения.
  • Овладеть репертуаром по программе трехгодичного обучения.

Предмет «Декоративно-прикладное творчество»

  • Теоретическое освоение материала.
  • Совершенствовать навыки владения кистью, изобразительными материалами и средствами.
  • Умение и желание внести в работу дополнения по личному замыслу.

Особые условия проведения

Медицинская справка о допуске к занятиям.

 

Дошкольное отделение базируется на ДО МБОУ СОШ № 26 (для детей посещающих данное ОУ).

Материально-техническая база

Программа реализуется на базе МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение), МКОУ спец.-кор. СОШ № 116 и в помещении ШНИ «Лель».

 

Помещения оснащены:

– необходимым оборудованием: столы и стулья для занятий; видео- и аудиоаппаратура;

– музыкальными инструментами: гармонь, балалайка, пианино, шумовые инструменты, гусли и др.;

– костюмерная;

– библиотека, фототека и видеотека.

 

Вентиляция, отопление и освещение соответствует нормам СанПиН 2.4.4.