Программа по мотомногоборью «Супермото»

Актуальность программы

Увеличение количества мототехники и общей интенсивности движения на дорогах в последнее время выдвигает на первый план важную проблему безопасности дорожного движения. На дорогах появилось большое количество водителей без опыта вождения, что создает реальную угрозу жизни и здоровью не только для этих водителей, но и для других участников дорожного движения. Основными причинами большинства аварий и несчастных случаев является слабая подготовка водителей, неразумное использование ими скоростных качеств мототехники, несоблюдение правил дорожного движения и мер безопасности при движении.

На решение данных проблем ориентирована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Супермото».

 

Данная программа педагогически целесообразна, так как изучение правил дорожного движения и обучения навыкам грамотного и безопасного вождения в процессе занятий мотоспортом в подростковом возрасте – одна из эффективных мер по обеспечению безопасности на дороге, повышение качества подготовки будущих водителей.

 

Отличительные особенности

Отличительной особенностью является то, что программа дает представление о таких видах мотоциклетного спорта как: мотомногоборье, скийоринг, супермото, шоссейно-кольцевые гонки на мотоциклах с колясками и нацелена на создание условий для формирования у обучающихся знаний техники вождения, умений управлять мотоциклом, взаимодействуя с разной мотоциклетной техникой, а также на подготовку и участие в соревнованиях по данным видам мотоциклетного спорта.

Педагоги

Поваляев Анатолий Павлович, педагог дополнительного образования по мотомногоборью.

Курсы повышения квалификации:

ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Школа профессионального роста педагога дополнительного образования", в объеме 36 часов, 2020г.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения

 

  1. Вводное занятие (3ч)
  2. Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  3. Правила дорожного движения (18ч)
  4. Общая физическая подготовка (75ч)
  5. Общее устройство мотоциклетной техники и ее эксплуатация (36ч)
  6. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклетной техники, подготовка техники к тренировкам и соревнованиям (36ч)
  7. Учебное вождение (54ч)
  8. Спортивное вождение (54ч)
  9. Правила и организация соревнований. Участие в соревнованиях (12ч)
  10. Текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)
  11. Итоговое занятие (3ч)

 

Учебно-тематический план второго года обучения

 

  1. Вводное занятие (3ч)
  2. Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  3. Правила дорожного движения (18ч)
  4. Общая физическая подготовка (75ч)
  5. Общее устройство мотоциклетной техники и ее эксплуатация (36ч)
  6. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклетной техники, подготовка техники к тренировкам и соревнованиям (36ч)
  7. Учебное вождение (72ч)
  8. Спортивное вождение (54ч)
  9. Правила и организация соревнований. Участие в соревнованиях (12ч)
  10. Текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)
  11. Итоговое занятие (3ч)

 

Цели программы

Цель программы состоит в создании условий для формирования и развития технических способностей обучающихся и удовлетворении их образовательных потребностей в сфере технических видов спорта, через занятия мотоспортом.

 

Задачи:

Личностные:

  •  создать условия, способствующие выявлению и развитию инте­реса у детей и молодежи к занятиям техническими видами спорта;
  • формировать у учащихся навыки ценностного отношения к транспортной безопасности;
  • развивать мотивацию к познанию, труду и творчеству;
  • формировать навыки здорового и безопасного образа жизни;
  • развивать способности оценивать себя, свои возможности;

- учить проявлять уважение и быть сопричастным к делам своей страны, ее  истории и культуре.

Метапредметные:

 

Регулятивные:

- учить организовывать свою учебно-познавательную деятельность:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  • выстраивать алгоритм действий;
  • выбирать наиболее эффективные пути решения;
  • осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
  • оценивать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
  • осознавать качество усвоения;

- формировать у учащихся способность к саморегуляции.

Коммуникативные:

- формировать умение:

  •  слушать собеседника и вести диалог;
  •  излагать и аргументировать свое мнение;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности;
  •  работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- формировать умение:

  • работать с информационными источниками;
  •  осуществлять поиск информации;
  •  выделять главное при работе с информацией, схемами, знако-символическими средствами, учебными моделями;
  • развивать логические приемы мышления: анализ, сравнение,

классификация, обобщение.

Образовательные (предметные):

  • познакомить с разнообразием видов мотоциклетного спорта, классификацией мотоциклов и мотоциклетной техники, их техническими требованиями, правилами эксплуатации;
  • изучить Правила дорожного движения категории А;
  • изучить устройство и работу основных узлов и агрегатов мотоциклетной техники;
  • научить безопасной работе с инструментом и оборудованием, предназначенными для ремонта и технического обслуживания мотоциклетной техники;
  • сформировать умения и навыки в сфере технического обслуживания, ремонта и подготовки мотоциклетной техники к тренировкам и соревнованиям;
  • обучить технике управления разными видами мотоциклетной техники (скутер, питбайк, сайдкар, минимото, минимотард);
  • сформировать навыки мотомоневрирования и навыки эффективного прохождения трассы в различных погодных условиях;
  • изучить порядок проведения соревнований по мотоспорту (мотомногоборье, минимото, гонки на сайдкарах и минимотардах), создать условия для формирования опыта участия в соревнованиях.

 

 

Результат программы

Планируемые результаты

 

 

Личностные результаты:

 

  • имеют навыки безопасного поведения на дороге, умеют моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях;
  • имеют устойчивую мотивацию к занятиям, труду и творчеству;
  • умеют оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;
  • имеют ценностные установки на здоровый и безопасный образ жизни;
  • проявляют уважение к своей стране, ее истории и культуре.

Метапредметные результаты:

 

  • умеют планировать свою работу, анализировать результаты, как своей деятельности, так и деятельности других учащихся;
  • умеют осуществлять поиск необходимой информации, выполнять логические операции;
  • умеют слушать собеседника и вести диалог, работать в команде, применять навыки бесконфликтного учебного сотрудничества;
  • способны к саморегуляции.

Образовательные (предметные) результаты:

По итогам освоения программы 1 года обучения обучающиеся будут:

  • знать правила безопасного поведения на учебной площадке, тренировочной трассе и в учебном боксе;
  • знать технику безопасности при работе с инструментом и горюче-смазочными материалами (ГСМ), технику безопасности при езде на мотоцикле;
  • знать основные обязанности участников дорожного движения и базовые правила дорожного движения;
  • знать общее устройство мотоциклетной техники, назначение, расположение и принцип взаимодействия основных агрегатов, узлов, механизмов и систем;
  • знать особенности эксплуатации мотоциклетной техники, подбора ГСМ, выбора резины в соответствии с погодными условиями;
  • знать виды, периодичность и порядок выполнения работ по техническому осмотру мотоциклетной техники;
  • иметь навыки работы с простым инструментом и оборудованием;
  • уметь проводить технический осмотр мотоциклетной техники и выполнять профилактические и простые ремонтные работы;
  • знать правильную посадку водителя на различной мотоциклетной технике;
  • иметь навыки вождения различной мотоциклетной техники, в том числе навыки мотомоневрирования в пределах препятствий (фигур) и прохождения трассы по правильно выбранной траектории;
  • знать порядок проведения соревнований по мотоспорту (мотомногоборье и минимота, гонки на сайдкарах и минимотардах) и иметь опыт участия в соревнованиях.

По итогам освоения программы 2 года обучения обучающиеся будут:

  • уметь решать практические задачи по безопасности дорожного движения и экзаменационные билеты по правилам дорожного движения;
  • знать особенности устройства двигателя внутреннего сгорания, трансмиссии, тормозной и топливной системы, системы электрооборудования;
  • знать принцип работы двухконтактного и четырехконтакного двигателя;
  • уметь проводить технический осмотр мотоциклетной техники (ТО-1 и ТО-2) и выполнять более сложные ремонтные работы;
  • уметь самостоятельно готовить двигатель и ходовую часть мотоциклетной техники к тренировкам и соревнованиям;
  • уметь выполнять элементы мотомоневрирования в пределах препятствий (фигур) на более высокой скорости;
  • владеть навыками прохождения поворотом на максимальной скорости, прохождения трассы в экстремальных условиях;
  • знать порядок проведения соревнований по мотоспорту (мотомногоборье и минимота, гонки на сайдкарах и минимотардах) и иметь опыт участия в соревнованиях.

 

 

Особые условия проведения

Набор детей в группы первого года обучения осуществляется в начале учебного года без проведения индивидуального отбора не зависимо от способностей и уровня развития. Возможен перевод учащихся на второй год обучения исходя из результатов диагностики. В течение года допускается добор. Объединение формируется на основе добровольного согласия учащихся и письменного заявления от родителей, при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятиям мотоспортом.

 

Состав каждой группы постоянный, формируется в зависимости от способностей учащихся и режима их занятий в общеобразовательной школе. В группах могут заниматься как дети, близкие по возрасту, так могут формироваться и разновозрастные группы, так как предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.  

 

Возможен переход учащихся из одной группы в другую по уважительным причинам и по согласованию с администрацией. В случае если по каким-то причинам учащийся не смог освоить этап программы за один год, допускается повторное её прохождение.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

При проведении теоретических занятий используется учебный класс по ПДД.

Для ремонта и хранения мототехники имеется бокс.

Учебно-тренировочное вождение проходит на площадке, предназначенной для учебного вождения. Имеются конуса с полосами.

Мототехника:

- мотоцикл питбайк "Мотоленд" 125к

- скутер Хонда Дио

- мотоцикл с коляской Сайдкар.