Программа «Чудеса на песке»

  • (4)

Песочное рисование (Sand Art) – это новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Приятный на ощупь песок – является эффективным средством снятия эмоционального напряжения.

 

 Занятия песочным рисованием способствуют развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, абстрактного мышления, воображения. Занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими изобразительными умениями и навыками, осуществляет творческие замыслы, но и развивает художественный вкус и чувство гармонии.

 

 Привлекательными свойствами песка являются его сыпучесть, пластичность. Рисунок из песка всегда можно исправить, изменить, добавить детали. Эти свойства песка дают возможность смело экспериментировать и использовать песок в создании анимации.

 

 Особенности организации образовательного процесса:

Рисование песком на световых планшетах осуществляется в специально оборудованном кабинете. Для рисования используется кварцевый песок. Каждый ребенок рисует за своим планшетом, в исключительных случаях дети могут работать парами или коллективно. Педагог работает за своим световым планшетом, с которого идет трансляция изображения через видеокамеру на экран.

 

 Объём и сроки освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего: 72 часа.

 

Педагоги

Коровушкина Екатерина Викторовна – педагог дополнительного образования.

Уровень образования: высшее.

Новосибирский государственный педагогический институт, 2011г.

Профессиональная переподготовка: Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения, педагог-организатор (340ч.), 2020г.

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут занятие и 15 минут перемена).

Для детей 5-6 лет в учебное время входят зарядка для глаз и пальчиков, подвижные игры, просмотр мультфильмов и т.д.

Содержание программы

  На первых занятиях ребёнок узнает правила работы с песком и в студии. Познакомится со свойствами и особенностями песка, с возможностью его применения в рисовании, с основными техниками песочного рисования (способы засыпания фона, техники рисования песком и на песке). Освоит рисование с помощью шаблонов геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), отпечатков рук, фигурок.

 В процессе обучения ребёнок научится создавать предметные и сюжетные песочные картины на заданную и свободную темы. Познакомится с такими понятиями как композиция, перспектива, свет и тень, научится их передавать в рисунке. Овладеет приёмами создания песочной анимации (трансформация изображения, сюжетные переходы, дорисовывание деталей), попробует себя в создании анимации (мини-сказки, истории).

 Учебный план

  1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с песком – 1ч.
  2. Основы песочной графики – 11ч.
  3. Предметное рисование. Способы рисование песком и на песке: растений, животных, людей, зданий, транспортных средств, предметов быта – 18ч.
  4. Сюжетное рисование – 5ч.
  5. История песочной анимации −1ч.
  6. Знакомство с понятиями: композиция, перспектива, свет и тень – 6ч.
  7. Роль музыки в песочной анимации – 1ч.
  8. Рисование под музыку и по мотивам музыкальных произведений – 4ч.
  9. Приёмы песочной анимации: трансформация и перемещение – 2ч.
  10. Рисунки по мотивам мультфильмов и русских народных сказок −10ч.
  11. Творческий проект – 11ч.
  12. Итоговые занятия – 2ч.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей посредством освоения техники песочного рисования.

Задачи:

Обучающие (предметные):

  1. Познакомить детей с техникой рисования песком на световом планшете;
  2. Выработать у детей умения использовать базовые приёмы создания песочных картин;
  3. Развивать у детей умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета, используя разные оттенки света и тени;
  4. Обучить построению композиции посредством сменяющих друг друга изображений;
  5. Познакомить с основами песочной анимации.

Развивающие (метапредметные):

  1. Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке;
  2. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость, целеустремлённость;
  3. Формировать умение рисовать на песке под музыку;
  4. Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.

Воспитательные (личностные):

  1. Развивать коммуникативные навыки, умения формулировать и выражать свои мысли, умения работать индивидуально и в группе;
  2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира;
  3. Формировать у детей интерес к песочному рисованию и мотивацию на изобразительную деятельность.

 

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Правила работы с песком и в студии;
  • Свойства песка и его особенности;
  • Базовые приёмы и техники песочного рисования;
  • Историю искусства песочной анимации;
  • Основные правила композиции;
  • Законы перспективы и принципы передачи света и тени в песочном рисунке;
  • Основные приёмы создания песочной анимации: перемещение и трансформация.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Выбирать приёмы и способы рисования в соответствии с поставленной задачей;
  • Передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета, используя различные приемы песочного рисования;
  • Строить композицию в рисунке, соблюдать законы перспективы, передавать свет и тень;
  • Создавать песочную картину на заданную и свободную темы;
  • Рисовать песочные картины под музыку. Передавать в рисунке настроение, эмоциональную выразительность;
  • Создавать динамическую картину, используя приемы перемещения и трансформации;
  • Создавать песочные анимации по сюжетам сказок и историй;
  • Работать аккуратно и внимательно, доводить начатую работу до конца;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • Работать индивидуально и в группе.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • Творческие способности и художественно-эстетический вкус;
  • Коммуникативные навыки;
  • Зрительно-моторная координация в процессе рисования;
  • Образная память в изобразительной деятельности;
  • Инициативность, уверенность в своих силах;
  • Умение взаимодействовать, договариваться со сверстниками и взрослыми.

 

Особые условия проведения

Количество детей в группе: по количеству световых столов, но не более 10 человек. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Условия формирования групп: разделение групп по возрастам. Противопоказаниями к работе с песком могут быть: аллергия на пыль и мелкие частицы, легочные заболевания, кожные заболевания и порезы на руках.

Материально-техническая база

Кабинет оборудован всем необходимым: световые планшеты, ноутбук, видеокамера, мультимедийный проектор, экран. Для рисования используется кварцевый песок. Дополнительные материалы: формочки, трафареты, мячики, мелкие игрушки.