Программа «Сибирь – мой край родной»

Программа предназначена для воспитанников МАДОУ д/с № 84 «Благодать».

Оригинальность программы состоит в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и другие, а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Работа по воспитанию любви к своей малой родине в рамках программы осуществляется по нескольким направлениям:

-работа с детьми,

- работа с родителями,

- работа с педагогами,

- работа над развитием предметно-развивающей среды, являющейся немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным краем.

 

Педагоги

Байгазина Анастасия Александровна, воспитатель первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 4 года.

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС», 2018 г., 72 ч.;
- АНОДПО "Академия образования "Атон","Оказание первой доврачебной помощи воспитанникам во время пребывания в дошкольной образовательном учреждении«, 16 ч., 2017 г.

Профессиональная переподготовка:

- ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический университет», логопедия, 2017 г.

 

Грищенко Людмила Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 11 лет.

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС», 2018г., 72 ч.;
- ЧОУДПО Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов, «Оказание первой помощи», 16 ч., 2018 г.;
- ЧОУ УЦДО «Все Вебинары.ру», «Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО», 144 ч., 2019 г.;
- Всероссийский образовательный портал «ИКТ педагогам», Способы организации дистанционного обучения, 2020 г., 14 ч.

 

Кривых Анна Александровна, воспитатель первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 11 лет.

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС», 2018г., 72 ч.;
- АНОДПО "Академия образования "Атон","Оказание первой доврачебной помощи воспитанникам во время пребывания в дошкольной образовательном учреждении«, 16 ч., 2017 г.;
- АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива», «Современные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС», 72 ч., 2019 г.

 

Кузнецова Дарья Александровна, воспитатель без квалификационной категории.

Педагогический стаж: 1 год.

Повышение квалификации:

- ЧОУ ДПО «УЦ «Академия безопасности», «Обучение педагогических работников первой помощи», 16 ч., 2019 г.;
- ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», «Проектирование профессиональной деятельности педагогов ДОО, обобщение и представление ее результатов в процессе аттестации», 36 ч., 2019 г.

 

Бурмистрова Юлия Павловна, воспитатель первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 8 лет.

Повышение квалификации:

- АНО ДПО «РИПК», «Воспитатель групп комбинированной и компенсирующей направленности», 72 ч., 2018 г.;
- АНОДПО "Академия образования "Атон","Оказание первой доврачебной помощи воспитанникам во время пребывания в дошкольной образовательном учреждении«, 16 ч., 2017 г.;
- АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива», «Современные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС», 72 ч., 2019 г.

Профессиональная переподготовка:

- Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко, «Дошкольная педагогика», 252 ч., 2015 г.

 

Кузнецова Татьяна Витальевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 30 лет.

Повышение квалификации:

- АНО ДПО «РИПК», «Воспитатель групп комбинированной и компенсирующей направленности», 72 ч., 2018 г.;
- АНОДПО "Академия образования "Атон","Оказание первой доврачебной помощи воспитанникам во время пребывания в дошкольной образовательном учреждении", 16 ч., 2017 г.

Содержание программы

 

Старшая группа (1 год обучения)

Раздел I. Моя семья - 6 ч.
Раздел II. "Мой любимый город" - 8 ч.
Раздел III. "Природа моего сибирского края" - 4 ч.

 

Подготовительная к школе группа (2 год обучения)

Раздел I. Моя родина – Западная Сибирь - 8 ч.
Раздел II. Горы и равнины - 1 ч.
Раздел III. Полезные ископаемые - 1 ч.
Раздел IV. Климат - 4 ч.
Раздел V. Реки и озёра - 1 ч.
Раздел VI. Природные зоны - 1 ч.
Раздел VII. Растительный мир родного края - 6 ч.
Раздел VIII. Животный мир родного края - 6 ч.
Раздел IX. Экология Новосибирска и области - 2 ч.
Раздел X «Родной свой край люби и знай» (экологический праздник) - 1 ч.

Цели программы

Цель программы: формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к малой родине, воспитание интереса и любви к родному городу с помощью организации краеведческой работы.

 

Задачи программы:

-воспитывать у детей интерес и любовь к малой родине, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё на основе ознакомления с родным краем,

-развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, городу, селу, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего,

-обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов, проживающих на территории области, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов,

- содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка и в традициях, сложившихся на территории Новосибирской области.

- развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края,

- учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать, мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас,

- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Результат программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п..

Планируемые достижения детей по программе:

Компетенции детей

Дети знают:

· Название своего города и областных городов;

· Название рек нашего края;

· Достопримечательности города;

· Флаг, герб, гимн города;

· Правила поведения в природе.

 

Дети могут:

· Уметь рассказать о многонациональности нашего края; назвать народности;

· Дать представление о родном крае, его уникальности;

· Называть деревья, кустарники, траву; находить сходства и различие;

· Назвать рыб осетровых и частиковых пород, их значение;

· Рассказать о «Красной книге» и ее значении;

· Проводить поиск необходимых материалов с помощью родителей воспитанников;

· Уметь общаться с людьми, учиться находить подход.

· Уметь классифицировать отношения между понятиями: растения, животные, птицы, рыбы.

Особые условия проведения

На территории ДОУ: экологическая тропа, аптека "Тетушки Совы", детский огород, метеостанция.

В здании: зимний зад, природные уголки и "огород на окне" в групповых помещениях, информационные стенды, музей ВОВ.

Материально-техническая база

Для успешной работы по данному разделу необходима богатая материалами краеведческого характера предметно-развивающая среда, выполняющая две важные функции: информационную и развивающую.

В нашем дошкольном учреждении это:

-художественная литература (произведения для детей поэтов и писателей Новосибирска);

- репродукции картин художников Новосибирской области;

- видеоматериал (фильмы о флоре и фауне Новосибирской области);

- видеотека: «По следам палеонтологических находок», «Театры города Новосибирска», «Исторические памятники города Новосибирска», «Транспорт Новосибирска», «Профессии родного края» и т. д.;

- наглядный материал (фотографии, иллюстрации растительного и животного мира родного края);

- материал для прослушивания (голоса птиц, звуки природы и т.д.);

- картотека игр, носящих этнокультурный оттенок;

-дидактические игры, настольно-печатные игры,

-картотека заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности «Загадки земли Сибирской», «Путешествуем с семьёй по городам Сибири», "На экскурсию по родному городу".