Программа «Робототехника» в начальной школе

В начальной школе обеспечивается пропедевтика инженерного образования с использованием образовательных конструкторов LEGO WeDo и LEGO WeDo 2.0

 

Они позволяют в простой и наглядной форме изучать основы механики, робототехники, конструирования и программирования. С ними ребёнок учится не только собирать модели роботов по инструкции и программировать их поведение, но и конструировать и программировать модели своих роботов.

 

Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся учатся создавать и программировать модели, проводить исследования, выполнять проекты, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с конструктором.

 

Конструкторы LEGO Education WeDo позволяют:

Собирать стандартные модели по разработанным компанией LEGO Education инструкциям.
Собирать модели по готовым инструкциям, которые можно найти в интернете.
Собирать модели самостоятельно, без использования готовых инструкций. При этом можно задействовать несколько наборов конструктора, использовать несколько коммутаторов, что позволит делать модели с несколькими моторами и датчиками.

 

Собирать модели использую другие наборы LEGO: «Технология и физика», «Возобновляемые источники энергии», «Пневматика», «Простые механизмы», конструкторы серии LEGO Technic.
Работа с образовательными конструкторами LEGO WeDo позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

 

Очень важными представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими задачу.

 

Педагоги

Байбосынова Злиха Ганиевна, учи­тель.

Пре­пода­ва­емые дис­ципли­ны: русс­кий язык, чте­ние, ма­тема­тика, ок­ру­жа­ющий мир, тех­но­логия

Об­ра­зова­ние: выс­шее, Но­воси­бирс­кий го­сударс­твен­ный пе­даго­гичес­кий инс­ти­тут, 1999 год

Спе­ци­аль­ность: пе­даго­гика и ме­тоди­ка на­чаль­но­го об­ра­зова­ния

Ква­лифи­каци­он­ная ка­тего­рия: выс­шая

Об­щий тру­довой стаж: 35 лет.

Повышение квалификации:

2012 г., «Ре­али­зация ФГОС в на­чаль­ном об­ра­зова­нии», НИП­КиПРО, 36 ча­сов;

2015., «Ре­али­зация ФГОС в на­чаль­ном об­ра­зова­нии: ме­тоди­чес­кие ас­пекты сов­ре­мен­но­го учеб­но­го за­нятия», НИП­КиПРО, 72 ча­са;

2017 г., «Ока­зание пер­вой по­мощи», ЧО­УДО «Меж­ре­ги­ональ­ный учеб­но- кон­суль­та­ци­он­ный центр проф­со­юзов», 16 ча­сов;

2018 г., «Ин­же­нер­ные тех­но­логии в ме­тап­редмет­ной де­ятель­нос­ти», ФГБОУ ВО «ИГУ», 36 ча­сов;

2019 г., «Обработка изображений и видео в редакторах MOVAVI в условиях реализации ФГОС», МКУ ДПО ГЦИ «Эгида», 40 часов;

2019 г., «Подготовка руководителя исследовательской и проектной работы учащегося», ООО Научно-образовательный Центр «РОСИНТАЛ», 36 часов;

2020 г., «Ока­зание пер­вой по­мощи», ЧО­У ДПО «Меж­ре­ги­ональ­ный учеб­но- кон­суль­та­ци­он­ный центр проф­со­юзов», 16 ча­сов.

Содержание программы

ПЕРВЫЕ ШАГИ (введение в курс 6 ч.) 34 часа в год.

1.Вводное занятие.

Техника безопасности.

Инструктивное занятие

2.Способы крепления деталей.

Знакомство с деталями конструктора.

3.Модель: вал, редуктор

Практическая работа

1. Модель: лего коммутатор Практическая работа

2. Равновесие.

Модель раздвижного моста. Практическая работа

6. Цикличность действий в механизмах. Практическая работа.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ (10 ч.)

7. Мотор. Модель: автомобиль.

Практическая работа

8. Мотор. Модель: обезьяна. Практическая работа

 9. Мотор. Модель: птица. Практическая работа

 10. Сборка модели вратаря. Практическая работа

 11. Модель: вратарь. Практическая работа

 12. Сборка модели погрузчика. Практическая работа.

 13. Модель: погрузчик Практическая работа

 14. Сборка модели подъемника. Практическая работа

 15. Модель: подъемник. Практическая работа

 16. Сборка модели на свой выбор. Творческая работа

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (15 ч.)

17. Введение в робототехнику. Знакомство с программой WeDo Инструктивное занятие

 18. Танцующие птички. Мощность мотора. Практическая работа

 19. «Умный волчок». Работа с секундомером. Практическая работа

20. «Обезьянка – барабанщица». Коленвал. Практическая работа

 21. «Голодный крокодил». Датчик расстояния. Практическая работа

 22. «Лев». Датчик наклона. Практическая работа

 23. «Птица». Звук в программе. Практическая работа

 24. «Футбол». Счетчик голов. Практическая работа

 25. «Болельщики». Датчик расстояния. Практическая работа

 26. «Самолёт». Зависимость мощности мотора от показания датчика. Практическая работа

 27. «Великан». Датчик расстояния. Исследование

 28. Рука-манипулятор. Практическая работа

 29. Цепная передача. Модель: конвейер. Практическая работа

 30. Взаимодействие механизмов. Модель: карусель. Практическая работа

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ НА ВЫБОР (4ч.)

31. Модель: контролёр пропускного режима. Тренинг

 32. Проект: «Полезные машины» Самостоятельная работа

 33. Проект: «Полезные машины» Тренинг

 34. Проект: «Полезные машины» Самостоятельная работа

Цели программы

Создание условий для формирования заинтересованности к техническим видам творчества через обучение основам конструирования роботов и их программирования на основе платформы LEGO Education WEDO

 

Задачи:

 

Образовательные:

Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний.

Способствовать развитию интереса к технике, к конструированию, программированию.

Развивать межпредметные связи.

Развитие речи.

 

Воспитательные :

Формировать навыки коллективного труда.

Развивать навыки взаимодействия.

 

Развивающие:

Развивать алгоритмическое мышление.

Формировать творческую личность ребенка.

 

Результат программы

Личностными результатами изучения курса «ЛЕГО-конструирования» является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как созидательные или разрушительные;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

 

Метапредметными результатами изучения курса «ЛЕГО-конструирования» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

- определять, различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

 

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям;

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- развитие способности к целеполаганию;

- развитие способности к планированию;

- развитие способности к прогнозированию;

-формирование действия контроля;

-формирование действия коррекции;

-развитие способности к оценке;

-формирование волевой саморегуляции.

 

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре и в коллективе;

- уметь рассказывать о модели на конкурсах и соревнованиях разного уровня.

Особые условия проведения

Программа платная (6-12 человек).

Материально-техническая база

- Учебное помещение кабинет 2/0

- Материально-техническое обеспечение:

Кабинет оборудован рабочими местами для учащихся и учителя;

Есть электронная доска для демонстрации и разбора заданий;

Наборы lego wedo 16 комплектов;

Наборы lego wedo 2 – 6 комплектов;

Компьютер −1шт.

Ноутбук – 7штук для программирования моделей.

- Информационное обеспечение.

Есть техническая литература.

Интернет

- Педагогические технологии, используемые в программе. LegoEducation.

- Дидактические материалы: интернет, книга для учителя WEDO.