Программа «Все по полочкам»

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

Различного рода исследования показали, что компьютер может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Однако, несмотря на то, что большинство людей имеют дома компьютер, мало кто использует его потенциал для развития и обучения детей, в лучшем случае он используется ребенком для просмотра мультфильмов и игр.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике.

Работа за компьютером в современном представлении – это творческая созидательная деятельность, требующая наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно. Это ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Любому курсу для дошкольников практически необходимы такое задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения и т.д.

Образовательная деятельность проходит в компьютерном классе один раз в неделю. Продолжительность занятий в соответствии с возрастной группой  25-30 минут.

В соответствии с поставленными задачами выделяются основные темы курса:

1) Компьютер

2) Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов

3) Элементы логики

Педагоги

Юрманова Светлана Владиславовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 15 лет.

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, «HTML,CSS, JavaScript в проектной деятельности обучающихся», 2018г, 72 ч.;
- Педагогический университет «Первое сентября» г. Москва «Методические вопросы использования электронных учебников в образовательном процессе», 2018г, 36ч;
- НИПКиПРО, «Применение ISO 9001:2015 в образовательной организации. Разработка системы менеджмента качества», 2018г, 72 ч.;
- НИПКиПРО, «Анализ, интерпретация и использование результатов оценочных процедур в условиях реализации ФГОС общего образования», 2018г, 24 ч.;
- НИПКиПРО, «Задачи алгоритмизации и программирования в условиях реализации ФГОС», 2016г, 108ч.;
- ОблЦит, «Система Moodle как инструмент для дистанционного обучения школьников», 2017 г., 36 ч;
- Форум «Педагоги России», вебинар «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО. Практическое воплощение», 2019 г.;
- Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября», Технология реализации образовательного процесса при внедрении ФГОС ДО, 72 ч., 2019 г.

- Педагогический университет «Первое сентября» г. Москва, «Виртуальные путешествия, экскурсии и другие возможности Google-приложений – в помощь дистанционному обучению», 2020г, 6ч.

- Педагогический университет «Первое сентября» г. Москва, «Проектная и исследовательская деятельность в
цифровой среде: просто и интересно», 2020г, 16ч.

– Учебный центр дополнительного образования ООО «Куборо», «Пропедевтика инженерного образования и развития soft skills с применением конструктора Cuboro», 72 ч., 2020 г.

Содержание программы

1 год обучения (старшая группа, продолжительность занятия 25 минут)

1. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности. 1ч.
2. Выделение признаков предмета (умение подбирать объекты с заданным признаком) 1ч.
3. Выделение признаков предмета (умение разбивать группу на подгруппы с заданными условиями)1ч.
4. Формирование понятия «функция» («функция» предмета «оставлять след») 1ч.

5. Формирование понятия «функция» (умение сравнивать предметы) 1ч.
6. Формирование понятия «функция» («функция предмета «открывать – закрывать» )1ч.
7. Формирование понятия «функция» (умение находить закономерность) 1ч.
8. Формирование понятия «функция» (функция «летать») 1ч.

9. Формирование понятия «функция» (умение находить недостающие части предмета) 1ч.
10. Сравнение признаков предметов (признаки «мягкое» и «твердое») 1ч.
11. Сравнение признаков предметов (правильно расставлять события) 1ч.
12. Сравнение признаков предметов (умение сравнивать предметы по различным признакам) 1ч.

13. Сравнение признаков предметов (умение соотносить элементы двух групп) 1ч.
14. Сравнение признаков предметов (умение сравнивать предметы между собой) 1ч.
15. Сравнение признаков предметов (понятие «функция», «часть – целое», "отрицание«)1ч.
16. Праздник «Новый год» 1ч.

17. Формирование понятия «часть – целое» (умение расставлять события в правильной последовательности) 1ч.
18. Формирование понятия «часть – целое» (формирование понятий) 1ч.
19. Разбиение группы на подгруппы (понятие алгоритм ) 1ч.
20. Разбиение группы на подгруппы (разрешающие и запрещающие знаки) 1ч.
21. Выделение группы в подгруппы (выявление позитивных и негативных сторон предметов и явлений) 1ч.
22. Выделение подгруппы в группе (понятие «закономерность») 1ч.

23. Праздник «По страницам русских сказок» 1ч.
24. Соотнесение элементов двух групп между собой (простейшие алгоритмы расстановки) 1ч.
25. Соотнесение элементов двух групп между собой (разрешающие и запрещающие знаки) 1ч.
26. Соотнесение элементов двух групп между собой (выявление главных признаков предметов) 1ч.

27. Соотнесение элементов двух групп между собой (расстановка событий в последовательности) 1ч.
28. Праздник «День космонавтики» 1ч.
29. Упорядочивание предмета (понятие «закономерность») 1ч.

30. Закономерность в расположении предметов (сравнение предметов по свойствам) 1ч.

31. Закономерность в расположении предметов (понятие «закономерность») 1ч.
32. Закономерность в расположении предметов (соотношение элементов двух групп между собой) 1ч.

Итого: 32 часа

2 год обучения (подготовительная к школе группа, продолжительность занятия 30 минут)

1. Техника безопасности. Закономерность в расположении предметов (понятие «истина – ложь») 1ч.
2. Последовательность событий (расстановка событий в правильной последовательности) 1ч.
3. Последовательность событий (понятие «отрицания») 1ч.
4. Последовательность событий (умение расставлять события) 1ч.
5. Последовательность событий (умение делить на действия) 1ч.
6. Разбиение действий на этапы умение разбивать действия на этапы) 1ч.
7. Разбиение действий на этапы (понятие «часть – целое») 1ч.
8. Формирование понятия «алгоритм» (умение выполнять действия) 1ч.
9. Формирование понятия «алгоритм» (понятие «закономерность») 1ч.
10. Формирование понятия «алгоритм» (умение разбивать действия на этапы) 1ч.
11. Формирование понятия «алгоритм» (умение расставлять события) 1ч.
12. Формирование понятия «алгоритм» (понятие «алгоритм») 1ч.
13. Формирование понятия «алгоритм» (умение расставлять события в правильной последовательности) 1ч.
14. Кодирование действий условными знаками (умение выполнять действия) 1ч.
15. Кодирование действий условными знаками (понятие «симметрия») 1ч.
16. Праздник «Новогодние забавы» 1ч.
17. Кодирование действий условными знаками (умение расставлять и выполнять последовательность действий) 1ч.
18. Кодирование действий условными знаками (понятие «логическая операция «И») 1ч.
19. Формирование понятия «логическая операция «И» (понятие «функция») 1ч.
20. Формирование понятия «логическая операция «И» (позитивные и негативные стороны предметов) 1ч.
21. Формирование понятия «истинное и ложное высказывание» (понятие «функция») 1ч.
22. Формирование понятия «истинное и ложное высказывание» (понятие «закономерность») 1ч.
23. Формирование понятия «отрицание» (понятие «отрицание») 1ч.
24. Формирование понятия «отрицание» (выделение признаков) 1ч.
25. Праздник «День цветов» 1ч.
26. Формирование понятия «отрицание» (наработка навыков) 1ч.
27. Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками (умение расставлять события) 1ч.
28. Праздник «День космонавтики» 1ч.
29. Задачи на смекалку (понятие «отрицание») 1ч.
30. Задачи на смекалку (понятие «логическая функция «И») 1ч.
31. Развитие творческого воображения (позитивные и негативные стороны предметов) 1ч.
32. Развитие творческого воображения 1ч.

Итого: 32 часа

Цели программы

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов у дошкольников.

 Задачи:

1)Задачи, связанные с формированием умения строить информационные логические модели:

- учить выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- знакомить с вложенными подмножествами (не вводя термина);

- учить сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- знакомить с главной функцией (назначением) предметов;

- учить расставлять события в правильной последовательности;

- учить описывать свои действия;

-учить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- знакомить с функцией как с действием, применяемым по отношению к разным предметам;

- учить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

- учить находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Эта деятельность требует применения следующих умственных операций: абстрагирование, разделение целого на части, создание иерархии понятий и т.п. Объектами таких операций будут предметы, процессы, явления и действия, которые они выполняют (или с ними можно выполнять).

2)Задачи, связанные с освоением базиса аппарата формальной логики, а также с формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений:

- знакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);

- знакомить с отрицанием (не вводя термина);

- учить формулировать отрицание по аналогии;

- знакомить с использованием запрещающих и разрешающих знаков;

- знакомить с логической операцией «И» (не вводя термина).

3)Задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения:

- учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;

- учить видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;

- учить проводить аналогию между разными предметами;

- учить находить сходное у разных предметов;

- учить переносить свойства одних предметов на другие;

- учить представлять себя разными предметами изображать поведение этих предметов.

Результат программы

В результате образовательной деятельности к концу дошкольного возраста дети будут:

· выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами;

· разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы), характеризующиеся заданным свойством;

· обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;

· сопоставлять части и целое для предметов и действий;

· называть главную функцию (назначение) предметов;

· расставлять события в правильной последовательности;

· выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

· применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

· описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

· находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

· приводить примеры истинных и ложных высказываний ("правда и неправда");

· приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз "наоборот");

· формулировать отрицание по аналогии;

· пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

· видеть позитивные и негативные стороны предметов, явлений;

· проводить аналогию между разными предметами;

· находить схожее у разных предметов;

· переносить свойства одного предмета на другие.

Особые условия проведения

Компьютерный класс

Материально-техническая база

Компьютерный класс на 10, оборудованных компьютерами, мест, интерактивная доска SMART Board, проектор, акустические колонки, наушники.

Методическое обеспечение.

Методический комплект к курсу информатики для дошкольников «Все по полочкам» А.В.Горячев, Н.В.Ключ,
рабочая тетрадь «Все по полочкам» А.В.Горячев, Н.В.Ключ.

Дидактический материал:

Наглядный материал (книги, мультфильмы, диафильмы), демонстрационный материал к изучаемым темам, раздаточный материал по темам, картинный материал, стихи, поговорки, загадки, настольные игры.