Программа Школа раннего развития «Станиславчик»

Настоящая программа подготовки обучающихся дошкольного возраста к условиям школьного обучения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

 

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.

 

На основании вышеизложенного программа построена не по областям знаний и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Педагоги

Маланина Татьяна Валериевна -высшая категория, педагогический стаж 27 лет.

Чикирисова Александра Анатольевна -высшая категория, педагогический стаж 28 лет.

Никоненко Зоя Алексеевна– первая категория, педагогический стаж 28 лет.

Позднякова Нина Александровна-высшая категория, педагогический стаж 13 лет.

Содержание программы

Содержание программы
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи (32 ч)Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки.Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.

Развитие математических представлений (32 ч)
Пространственные и временные отношения.Ориентирование в пространстве. Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.Ориентирование во времени. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины: вчера, сегодня,завтра.

Числа и величины.Числа и действия над ними. Сравнение групп предметов по их численности с помощью отношений «много – мало» и «один – несколько». Осознание относительности понятий «много» и «мало». Установление отношений «больше», «меньше», «равно» на основе взаимно однозначного соответствия. Число как характеристика равночисленных групп предметов различной природы. Числа от 1 до 10, их названия. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, их печатное написание. Соседи числа. Количественный и порядковый счет в пределах изученных чисел. Сравнение изученных чисел между собой, их расположение в порядке возрастания и порядке убывания. Состав чисел от 1 – 5. Число 0, его математический смысл, название и обозначение на письме. Определение места числа 0 среди изученных чисел.Величины и их измерение и т.д.

 Развитие графических навыков (32 ч)"История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы",- считал известный русский психолог Л.С. Выготский. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Именно такую цель преследуют занятия раздела "Развитие графическихнавыков«.

 Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются также лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование, поэтому такие задания включены в данный раздел. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование – это способ развития речи детей, их логического мышления, так какпопутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.

Интеллектика (32 ч)Содержание программы соответствует познавательным возможностям старшим дошкольникам и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и неутомляемой.Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Цели программы

Цель: подготовка детей дошкольного возраста к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации посредством создания образовательно-развивающей среды, способствующей становлению интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

 

Задачи программы:

Личностные

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

· формировать коммуникативные навыки, умение общаться.

 

Метапредметные

· развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

· создавать необходимые условия, способствующие формированию универсальных учебных действий, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.

 

Предметные

· развивать фонематический слух и звуковую культуру речи; мелкую моторику и координации движения рук;

· формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

· развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени;

· формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, решения простых логических задач, распознавания геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал).

Результат программы

Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные УУД:

· формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;

· положительное отношение к школьному обучению.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

· знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

· синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,

· выполнением недостающих элементов;

· сравнение и сопоставление;

· выделение общего и различного;

· осуществление классификации;

· установление аналогии;

· самостоятельный выбор способов деятельности в зависимости от конкретных условий;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

Регулятивные УУД:

· осуществление действия по образцу и заданному правилу;

· сохранение заданной цели;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

· осуществление контроля своей деятельности по результату;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 

Коммуникативные УУД:

· овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

· эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

· ориентация на партнера по общению;

· умение слушать собеседника и задавать вопросы.

 

Предметные результаты:

Ребенок научится:

· распознавать первый звук в словах;

· внимательнослушатьлитературныепроизведения;

· называть персонажей, основные события;

· отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

· пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

· составлять элементарный рассказ по серии картинок;

· обсуждать нравственные стороны поступков людей;

· участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые

нормы вежливого речевого общения;

· устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

· различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

· различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные,потешки);

· различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

· считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

· устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

· присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

· ориентироваться в пространстве;

· ориентироваться в тетради в клетку;

· выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

1. Печатные пособия.

2. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).

3. Наборысюжетных (предметных)картинок.

4. Словари по русскому языку: толковыйсловарь.

5. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровойформе).

6. Техническиесредстваобучения.

7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постерови картинок.

8. Настенная доска с набором приспособлений для креплениякартинок.

9. Мультимедийный проектор.

10. Экспозиционныйэкран.

11. Компьютер.

12. Сканер.

13. Принтер.

14. Экранно-звуковыепособия.

15. Аудиозаписи в соответствии с программойобучения.

16. Видеофильмы, соответствующиетематикепрограммы.

17. Слайды, соответствующиетематикепрограммы.

18. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематикепрограммы.

19. Игры иигрушки.

20. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт,магазини др).

 

Оборудование

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий ипр.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративногоматериала.

5. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.