Программа «Сити–фермерство»

Актуальность.Сельское хозяйство и производство продовольствия – сферы, которые в наибольшей степени страдают от происходящих климатических изменений. Чередующиеся сезоны засух и наводнений, сокращение водных запасов, опустынивание, природные пожары, рост численности вредителей и паразитов делают занятие сельским хозяйством все более рискованным. Сити–фермерство это одна из форм адаптации в городское сельское хозяйство. Эта идея, с одной стороны, очень новая и инновационная, с другой – берет начало еще с глубокой древности, где были сконструированы висячие сады Семирамиды.

 

Впервые для обучающихся предлагается программа, включающая в себя получение знаний в области сити-фермерства, некоторых элементах возделывания растений на разных видах гидро– и аэропонике.

 

В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с современными методами, способами и возможностями выращивания экологически чистых культурных растений в городских условиях современными методами гидропоники и аэропоники.

 

Ребята узнают:

  • о влияние влаги, тепла и света на рост растений;
  • о различных способах подготовки семян;
  • об оптимальных условиях прорастания семян и сроков посева;
  • о технологии выращивания сельскохозяйственных растений в условиях города.

 

Что можно выращивать на сити-ферме прямо сейчас? Микрозелень, салаты, пряные травы, например, базилик, мяту, землянику, помидоры, огурцы.

 

Сити–фермы призваны создать уникальную городскую среду и помогут в решении проблемы производства эко–продуктов.

Педагоги

Тур Людмила Владимировна, учитель биологии, высшей квалификационной категории.

 

Уровень образования: высшее, НГПУ, квалификация "Учитель биологии и химии", 1995 г.

Стаж педагогической работы: 22 года.

 

Сведения о наградах. поощрениях:

  • Благодарность Законодательного собрания Новосибирской области, 2018 г.
  • Благодарность губернатора Новосибирской области, 2015 г.
  • Победитель конкурса "Лучший педагогический работник Новосибирской области в 2018 году".

 

Курсы повышения квалификации:

  • Создание игровых ситуаций средствами ИКТ для организации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС, 108 часов, ГБУДПОНСО «ОблЦИТ», 07.04.2017 г.
  • Навыки оказания педагогическими работниками первой помощи. Центр дистанционного образования "Прояви себя", 108 часов, 27.11.2018 г.
  • Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС, 108 часов, 16.04.2018 г.
  • Формирование системы метапредметных результатов в контексте международных исследований. ГКУ НСО НИМРО, 24 часа, 02.09.2019 г.
  • Безопасное использование сайтов в сети "Интернет" в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации, 24 часа, "Центр инновационного образования и воспитания", 2019 г.

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие разделы обучения:

 

Раздел 1. Общие сведения о сити–фермерстве и гидропонике(14 ч). Знакомство с лабораторным оборудованием. Изучение правил техники безопасности, оказания первой помощи, использования противопожарных средств защиты. Знакомство с сити-фермерством и его основными направлениями, гидропоникой и историей её развития, преимуществами и особенностями, а также развитием в нашей стране и за рубежом.

 

Раздел 2. Семена овощных культур (14 ч). Семена – как основа жизни растений и начало отсчета в циклической работе сити-фермера. Проведение учебно-исследовательских работ с семенами различных растений. Правила хранения семян. Поиски решения одной из главных проблем современных фермеров – зависимости от импортных семян. Оформление и защита результатов практических экспериментов. Построение и чтение диаграмм, графиков, оформление таблиц. Презентации проведенных исследований:

  • Наблюдение за стадиями прорастания семян различных растений.
  • Определение процента всхожести семян.
  • Определение потребности семян для прорастания в различных факторах (свет, тепло, вода).

 

Раздел 3. Основные потребности растений (24ч). Знакомство с основными потребностями растений (свет, вода, углекислый газ, минеральные вещества, почва) для понимания процессов физиологии растений и управления непрерывной работой сити-фермы. Управление непрерывной работой сити–фермы:

  • Самостоятельное изучение и представление на слайде альтернативных способов выращивания растений (аэропоника, гидропоника и аквапоника).
  • Изучение имеющихся в сети Интернет конструкций «автономных» домашних систем для выращивания растений.

 

Раздел 4. Выбор и размножение растений для сити-фермерства (39 ч). Растения для сити–фермерства плодовые и овощные культуры (томат, огурец, баклажаны, перцы, земляника, цитрусовые); пряные и листовые зеленные (петрушка, укроп, салат, базилик, кресс–салат); декоративно–лиственные (папоротники, аспидистры, драцены, кордилины, колеусы, фикусы); цветочно–декоративные (пеларгония, нарциссы, тюльпаны, крокусы, розы).

Критерии отбора растений: направление (продовольственное, рассада, внутреннее озеленение); продолжительность выращивания, отношение к условиям выращивания (освещённость, высота растения, устойчивость к повышенной влажности):

  • Выбор растений для выращивания. Способы определения факторов внешней среды с помощью приборов и гаджетов.
  • Отбор нежизнеспособных семян. Определение всхожести семян. Гидротермическое обеззараживание семян.
  • Отбор семян – очистка, обнаружение и отбраковка нежизнеспособных семян томатов, укропа в солевом растворе, сортировка. приёмы проращивания предпосевной обработки зеленных (барботирование, намачивание).
  • Посев микрозелени: выбор видов, подготовка растильни, посадка. Первичный уход. Наблюдение за ростом микрозелени.
  • Подготовка семян, посев семян томатов и огурцов для получения рассады. Отбор рассады томатов и огурцов, наполнение контейнеров субстратом, подготовка и пикировка рассады.
  • Подготовка гидропонных ячеек и высадка в рассады. Отбор посадочного материала на маточнике, подготовка к посадке, изготовление гидропонных ячеек, посадка земляники.
  • "Луковое дерево«: подготовка гидропонной ячейки, посадка луковиц; размножение лилии в гидропонной установке: подготовка посадочного материала, гидропонной ячейки с перлитом (вермикулитом), посадка делёнок.
  • Подготовка саженцев лимона, гидропонной ячейки, посадка в субстрат.

 

Раздел 5. Виды гидропонных установок (39 ч).Изучение гидропонных установок: «Фитильная система», «Система глубоководных культур или DWC», «Система периодического затопления», «Техника питательного слоя или NFT», «Аэропоника», «Система капельного полива», а также установок промышленной и домашней гидропоники.

  • Проектирование собственной гидропонной установки, посадка и растений, проведение исследований и ведение дневников наблюдений.

 

Раздел 6. Измерительное оборудование. Его функции (10 ч). Изучение нитратомера «СОЭКС», его функций и возможностей, знакомство с рН–метром (измеритель кислотности), его функциями, снижающими и повышающими pH растворами. Изучение методов защиты растений при гидропонном выращивании. Изучение ПДК (предельно-допустимых концентраций) нитратов в овощах и фруктах, используемых человеком в пищу.

  • Проведение тестовых заданий на нитратомере и рН–метре.

 

Раздел 7. Итоговое занятие (4 ч.). Анализ результатов исследований выращивания на гидропонных установках различного типа и защита работ.

Цели программы

Основная цель программы – познакомиться с особенностями перспективной профессии «Сити–фермерство» посредством организации практико–ориентированной деятельности.

 

Задачи:

 

Личностные:

  1. Создавать условия для формирования и развития навыка самоорганизации при выстраивании учебного процесса.
  2. Способствовать формированию и развитию умения публичного представления и защиты результатов своей работы.
  3. Способствовать формированию и развитию навыков экологического мышления.

Метапредметные:

  1. Способствовать формированию навыков системного мышления, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Предметные:

  1. Стимулировать познавательную активность обучающихся посредством знакомства с новой перспективной профессией Сити–фермер.
  2. Познакомить с основами физиологии растений.
  3. Создавать условия для знакомства с основами агробиологии.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы «Сити–фермерство» базового уровня

 

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

  • основам ведения современного фермерского хозяйства в городских условиях;
  • основам новейших технологий по выращиванию культурных растений методами гидропоники и аэропоники;
  • использовать основные термины, применяемые в современной агротехнологии и биотехнологии.

Получат возможность научиться:

  • выращивать экологически чистые корма методами гидропоники и аэропоники с использованием современных субстратов;
  • оформлять вертикальное озеленение;
  • проводить поисково-собирательские работы;
  • проводить научно–исследовательские работы;
  • подготавливать и проводить экскурсии, природоохранные и экологические акции;
  • находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к проектной деятельности в области биологии, сельского хозяйства и биотехнологии.

 

При реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, создаются условия для развития и успешности каждого ребенка.

Материально-техническая база

Характеристика помещения для занятий по программе – занятия кружка проводятся на базе МБОУ гимназии № 1 в помещении, площадью 65,5 м². Помещение является светлым, тёплым и сухим, соответствует санитарным нормам. В помещении имеется классная доска, стол и стул для преподавателя, стол (15 шт.) и стул (30 шт.) ученические. В помещении имеются шкафы для хранения инструментов и материалов. Имеется лаборантская.

 

 

Перечень оборудования:

  • компьютер с необходимым программным обеспечением – 6 шт.;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

 

Материальнотехническое обеспечение:

  1. Лабораторное оборудование: нитратомеры «СОЭКС», pH–метры, лупы.
  2. Иллюстративный материал: журнал коллекция семян «Фрукты», коллекция семян «Овощи», карточки с индивидуальными заданиями.
  3. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, планшеты, бумага, дневники наблюдений, степлеры, дыроколы.
  4. Иллюстративный материал: таблицы, фотоматериалы, рисунки, обучающие фильмы.
  5. Компьютерные презентации.
  6. Справочная литература: методические пособия: «Общие сведения о гидропонике», «Растворы, субстраты, растения и условия пригодные для гидропоники», «Гидропонные установки», "Контроль качества".
  7. Теплица(поликарбонатная размеры 3×8), макеты гидропонных установок: «Фитильная система», «Система глубоководных культур или DWC», «Система периодического затопления», «Техника питательного слоя или NFT», «Аэропоника», «Система капельного полива», территория МБОУ гимназия № 1, субстраты.
  8. Цифровая лаборатория Einstein – 4 шт.
  9. Цифровые микроскопы Multifunction Digita – 4 шт.
  10. Мини–экспресс лаборатория «Пчелка–У» – 5 кейсов.
  11. Химические вещества, индикаторы.
  12. Гербарная сетка.
  13. Гербарий.