Хоровое пение (8 лет)

Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (далее – программа «Хоровое пение») составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе.

 

Программа «Хоровое пение» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Программа разработана с учетом:

- обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

 

Программа ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Педагоги

Преподаватели БДМШ им.Г.В.Свиридова – http://berdsksviridov.lbihost.ru/

Содержание программы

Учебный план программы «Хоровое пение» предусматривает следующие предметные области:

  • музыкальное исполнительство;
  • теория и история музыки
  • и разделы:
  • консультации;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

Цели программы

Цели программы "Хоровое пение":

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Задачи программы: 

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Результат программы

Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

-         знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых  жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

-         знания музыкальной терминологии;

-         умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

-         умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

-         умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-         навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

-         первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-         навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

-         знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

-         знания музыкальной терминологии;

-         умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

-         умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

-         умения создавать  художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

-         умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-         умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

-         навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-         навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

-         первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-         навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

-         знания музыкальной грамоты;

-         знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

-         первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

-         умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

-         умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

-         навыков восприятия элементов музыкального языка;

-         сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

-         навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

-         навыков анализа музыкального произведения;

-         навыков записи музыкального текста по слуху;

первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

 

Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В Учреждении соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

· концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,

· библиотеку,

· помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку),

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

· учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

 

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Фортепиано», оснащены роялями или фортепиано.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки» оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В Учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов (наличие настройщика в штате Учреждения). Творческие детские исполнительские коллективы обеспечены сценическими костюмами.