Программа «Лесовичок»

Программа естественнонаучного направления, является программой открытого типа, интегрированной, развивающей, творческой, досуговой с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста.

 

Изучение основ научных знаний о живой природе в современных образовательных учреждениях приобретает важное значение. Экологические знания особенно важны, так как они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека на Земле.

 

Данная образовательная программа отличается от уже существующих тем, что освоение теоретических знаний о природе родного края закрепляется через художественно-прикладное творчество с использованием различных материалов и техник. Также на практике дети обучаются ухаживать за растениями дома и сада.

 

Занятия эколого-биологического общества обучающихся по предложенной программе призваны способствовать формированию у обучающихся любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу.

 

Уровень сложности – базовый.

Педагоги

Гуляева Валентина Михайловна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

Имею высшее педагогическое образование, окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности биология, квалификация по диплому «учитель биологии» и Новосибирский химико – технологический колледж им. Д. И. Менделеева, специальность «техник по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов», полученные знания по данной специальности очень помогают мне в работе по данному направлению.

 

2014-2015 уч. год декабрь
МКОУ Северного района Новосибирской области «Межшкольный информационно-методический центр»
Выступление на круглом столе «Из опыта работы по реализации внеурочной деятельности в ОУ Северного района»
«Образовательная программа кружкового объединения «Лесовичок»
Высокая оценка коллег.

 

2014-2015 уч. год
Районный сборник методических материалов. Публикация статьи «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО».

 

2014-2015 уч. год Infourok Интернет

Персональный сайт https://infourok.ru/user/gulyaeva-valentina-mihaylovna.

 

2016-2017 уч. год март
МКУ Северного района Новосибирской области «Информационно-методический центр .
Семинар для участников конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования Северного района Новосибирской области «Сердце отдаю детям».
Особенности проведения открытого занятия «Введение в образовательную программу».
Высокая оценка коллег.

 

2016-2017 уч. год март
Родительское собрание «Патриот воспитывается с детства» в МКДОУ Северного района Новосибирской области Северный детский сад «Солнышко».
Доклад «История возникновения села Северного».
Высокая оценка коллег.

 

2014-2015 уч. год
Конкурс методических материалов педагогов эколого-биологических, туристско-краеведческих объединений и музеев образовательных учреждений с использованием информационно-коммуникативных технологий в номинации «Мультимедийные учебные комплексы эколого-биологического направления» (Районный). Диплом 2 степени.

 

2014-2015 уч. год
Конкурс методических материалов педагогов эколого-биологических, туристско-краеведческих объединений и музеев образовательных учреждений с использованием информационно-коммуникативных технологий в номинации «Мультимедийные учебные комплексы эколого-биологического направления» (Областной). Диплом 1 степени.

 

2014-2015 уч. год
Конкурс педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (Районный). Грамота победителя.

 

2014-2015 уч. год
Конкурс педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (Региональный). Диплом лауреата 2 степени.

 

2015-2016 уч. год
Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» (Для руководителей объединений обучающихся, формы и методы экологического образования:программно-методическое обеспечение) (Областной). Диплом 3 степени.

 

2016-2017 уч. год
Конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам естественнонаучной, туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися (Муниципальный). Грамота за 1 место.

 

 2016-2017 уч. год
Конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам естественнонаучной, туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися (Областной). Диплом 3 степени.

 

 2016-2017 уч. год
Эколого-краеведческая конференция «Ступени» (Областной). Диплом участника.

 

 2016-2017 уч. год
Конкурс программ и методических материалов по дополнительному эколого-биологическому образованию детей
(Муниципальный). Грамота за 1 место

Расписание

«Лесовичок» группа 3 год обучения

 

Среда - 10.30 -12.30

Четверг - 10.30-12.30

Пятница - 10.30-12.30

 

«Лесовичок» группа 4 год обучения

 

Вторник - 13.00-15.00

Среда - 13.00-15.00

Четверг - 13.00-15.00

Содержание программы

Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, через знакомство с живой природой в походах, на экскурсии.

 

Происходит знакомство с живым миром природы (царство грибов, значение растений для человека, природа родного края), с животными (птицы, насекомые, пресмыкающийся, млекопитающие), в мире много тайн, которые нужно раскрыть, разгадывая загадки природы и космоса.

 

Первый год обучения

 

Вводное занятие (2 ч).

Раздел 1. Экология и человек (16 ч). 

Раздел 2. Сезонные изменения в природе (56 ч).

Раздел 3. Живой мир природы (34 ч).

Раздел 4. Загадки космоса (8 ч).

Раздел 5. Загадки природы (16 ч).

Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии (10 ч).

Аттестация по итогам года (2 ч).

 

 

Второй год обучения

 

Вводное занятие (2 ч).

Раздел 1. Экология и человек (24 ч).

Раздел 2. Времена года (20 ч).

Раздел 3. Значение растений в жизни человека (26 ч).

Раздел 4. Живое в природе. Экологические связи между живым и неживым (10 ч).

Раздел 5. Царство грибов (4 ч).

Раздел 6. Природа родного края (14 ч).

Раздел 7. Млекопитающие (40 ч).

Раздел 8. Пернатые жители (24 ч).

Раздел 9. Насекомые (14 ч).

Раздел 10. Земноводные (12 ч).

Раздел 11. Прогулки в космос (8 ч).

Раздел 12. Охрана природы (4 ч).

Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии ДДТ (10 ч).

Аттестация промежуточная и по итогам года (4 ч).

 

 

Третий год обучения

 

Модуль № 1 «Биоэкология»

 

Вводное занятие (2 ч).

Раздел 1. Солнце – источник жизни на Земле (4 ч).

Раздел 2. Место планеты Земля во Вселенной (8 ч).

Раздел 3. Времена года (20 ч).

Раздел 4. Значение растений в жизни человека (16 ч).

Раздел 5. Природа родного края (8 ч).

Раздел 6. Насекомые (22 ч).

Раздел 7. Пресмыкающиеся (8 ч).

Раздел 8. Удивительное рядом (12 ч).

Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии (6 ч).

Промежуточная и аттестация (2 ч).

 

 

Модуль № 2 «Зоология»

 

Раздел 1. Млекопитающие (46 ч).
Раздел 2. Пернатые жители (40 ч).
Раздел 3. Обитатели водной стихии 16 ч).
Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии (2 ч).
Промежуточная и аттестация по итогам года 2 ч).

 

 

Четвертый год обучения

 

Модуль № 1 «Животные восточного полушария»

 

Вводное занятие (2 ч).

Раздел 1. Времена года (4 ч).

Раздел 2. Животные Азии (54 ч).

Раздел 3. Животные Африки (48 ч).

 

Модуль № 2 «Животные западного полушария»

 

Раздел 1. Времена года (16 ч)

Раздел 2. Животные Северной Америки (30 ч).

Раздел 3. Животные Бразилии (24 ч).

Раздел 4. Необычные животные мира (24 ч).

Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии (10 ч).

Промежуточная и итоговая аттестация (4 ч).

 

Объём и сроки: объём программы 792 часа:

 

1 год обучения – 144 часа, 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут);

 

2 год обучения – 216 часов, 3 раза в неделю, по 2 академических часа (45 минут);     

                       

3 год обучения, 216 часов – 1 модуль «Биоэкология» −108 часов (Персонифицированное обучение);

 

2 модуль «Зоологии» – 108 часов (Муниципальное задание);

 

4 год обучения, 216 часов – 1 модуль «Животные восточного полушария» −108 часов (Персонифицированное обучение);

 

2 модуль «Животные западного полушария» – 108 часов (Муниципальное задание)

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся, развитие чувства красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.

 

Задачи:

 

Личностные:

 

- содействовать формированию нравственных качеств личности (доброта, отзывчивость, умение сопереживать);

- воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу;

- способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;

- способствовать формированию стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни.

 

Метапредметные:

 

- обучить логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- способствовать развитию наблюдательности;

- способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка;

- способствовать развитию нравственных и эстетических чувств;

- способствовать развитию навыков духовно-нравственного поведения в конкретных ситуациях.

 

Предметные:

 

- дать знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу;

- обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики

Результат программы

Личностные:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- развитие наблюдательности;

- развитие воображения и творческих способностей ребёнка;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие навыков духовно-нравственного поведения в конкретных ситуациях.

 

Предметные:

- ознакомление с научными основами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности.

- изучение правил поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

 

1 год обучения

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

- какую пользу приносят представители животного мира;

- пословицы, поговорки, загадки о животных;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- способы сохранения окружающей природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе, правила поведения;

- технологию изготовления поделок из природного материала;

- что такое наблюдение и опыт.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

2 год обучения

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

- наиболее типичных представителей животного мира России, Новосибирской области, Северного района;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- различия съедобных и несъедобных грибов.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

- вести наблюдения в природе;

- изготовлять кормушки для птиц.

 

3 год обучения

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

- связь между человеком и природой;

- экологическую ситуацию в своем населённом пункте;

- исчезающие растения и животные своей местности;

- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

- общаться с природой;

- видеть и понимать красоту живой природы;

- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки.

 

4 год обучения

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

- основные виды растений и животных разных континентов земли;

- некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы;

- нравственные и правовые принципы природопользования;

- причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.

 

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

 

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

- работать со справочной литературой;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

 

Особые условия проведения

Ограничений по здоровью нет

 

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе МКУ ДО Северный ДДТ, в кабинете, соответствующем нормам СанПин 2.4.4.3172-14, пожарной безопасности, с хорошим освещением и возможностью проветривания, оснащенном мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Оборудование рабочего места обучающегося подобрано с учетом возраста. Стулья ученические, деревянные, консольной конструкции. Формы и размеры сиденья и спинки стула обеспечивают правильную посадку, опору для спины.

Материально-техническая база – для успешного проведения практических и творческих работ, имеется соответствующее оборудование.

Помещение, в котором проходят занятия оформлено так, чтобы вызывать у детей чувство комфорта, спокойствия.

 

Оборудование:

 

- Столы;

- Стулья;

- Компьютеры, с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 7, Мiсгоsoft Оffice 2007, Аdobe Рhotoshop;

- Проектор;

- Принтер;

- Сканер;

- Фотоаппарат;

- Микроскоп;

- Электронные носители (CD, DVD, USB-флэш-накопитель).

 

Канцелярские товары:

 

- простые карандаши;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- маркеры;

- цветная бумага;

- картон: цветной, белый;

- краски: гуашь, акварель;

- пластилин;

- альбом;

- ватман;

- клей;

- природные материалы.

 

Информационное обеспечение:

 

Кабинет подключен к локальной сети с выходом в интернет, ресурсы которого используются в образовательном процессе.

Каталог цифровых образовательных ресурсов по экологии:

- методические рекомендации;

- инновационные учебные материалы;

- электронные издания;

- наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты растений и животных, чучела птиц);

- компьютерные презентации по темам программы;

- информационный материал к темам программы;

- видеофильмы по экологии;

- энциклопедии по экологии;

- раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий);

- методические пособия (тесты по темам, задания, опросники);

- правила поведения в природе;

- художественные книги и учебная литература

 

Стоимость

Обучение бесплатное