Программа «Технология народных промыслов. Дизайн по дереву»

  • (1)

Программа предусматривает обучение детей изготовлению изделий из древесных материалов, созданию сувениров, подарочных изделий.

 

В эпоху технического прогресса особенно необходимо прививать детям традиционную культуру, заинтересованность старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремеслами. Одним из частей такого культурного наследия является художественно-декоративное оформление изделий из дерева, бересты, кожи и других природных материалов. Художественная обработка древесины представляет собой целый спектр направлений: резьба, роспись, выжигание, аппликация берестой, кожей, тканями, металлом. Неизменными остаются методы и приемы первоначальной обработки заготовок, и их хранение.

 

Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы.

 

Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Педагоги

Петрушков Сергей Александрович – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. 

Образование: высшее, НГПУ, 1996 г.

 

Курсы повышения квалификации:

- «Система профессионального роста», 72 часа, 23.04.2016 г.

Расписание

Понедельник - среда : 12:00 - 14:00.

Вторник - четверг: с 14:00 - 17:00.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1. Вводное занятие. Безопасность труда – 4 часа

Причины травматизма, меры предупреждения травматизма. Основные правила, инструкции по безопасности труда, их выполнения.

 

2. История технологической обработки древесины. Показ наглядных пособий –6

Для ручной обработки древесины используется инструмент: ножовка, рубанок, стамеска. Просмотр наглядных пособий по технологической обработки древесины.

 

3. Визуальное знакомство с инструментом. Инструмент для разметки – 6 часов

Основные виды инструментов для обработки древесины. Для разметки используют следующий инструмент: линейка, угольник циркуль, рейсмус.

 

4. Устройство столярного верстака – 4 часов

Для ручной обработки древесины используется столярный верстак. Его основные части: подверстачные опоры, передний зажим, крышка, гнезда, лоток.

 

5. Разметка заготовок, изготовление шаблонов – 10 часов

Разметка выполняется: уголком, линейкой, рейсмусом по заданным размерам.

 

6. Подарочные изделия, украшения из дерева – 20 часов

Для подарочных изделий можно использовать фанеру, бересту, шпон.

 

7. Выпиливание лобзиком из фанеры (сувениры) 16 часов

Изделия можно выпиливать из фанеры, пластмассы и других материалов, которые поддаются обработке лобзиком.

 

8. Виды сверл и их назначение – 6 часов

Сверление производится по разметке, согласно заданных размеров.

 

9. Сверление древесины и фанеры –8часов

Сверление может быть сквозным и на заданную глубину, согласно чертежу.

 

10. Заточка режущего инструмента – 6 часов

Заточка производится на заточных брусках, бруски следует стачивать водой. В процессе заточки надо сохранять угол заострения.

 

11. Сувениры –2 2часов

Сувениры, подарочные изделия из дерева. Ассортимент в зависимости от бытового назначения изделия в быту.

 

12. Отделка древесины морилкой и лаком –12 часов

Морилку и лак наносят на изделия равномерно вдоль волокон, кистью и тампоном.

 

13. Художественное выжигание – 18 часов

Всего: 144 часа.

 

2 год обучения

1. Вводное занятие. Безопасность труда – 2 часа

Требования безопасности труда. Причины травматизма, меры предупреждения травматизма. Основные правила, инструкции по безопасности труда, их выполнения. Электробезопасность.

 

2. Визуальное знакомство с инструментом – 5 часа

Сведения о специальной литературе. Основные виды инструментов для обработки древесины. Рубанок, ножовка, стамеска, уголок, киянка.

 

3. Инструмент для разметки – 5 часов

Для разметки и проверки точности обработки заготовок и деталей используют следующие измерительные и разметочные инструменты: рулетка, угольник, кружок, циркуль, уровень и рейсмус.

 

4. Введение в образовательную деятельность. История технологически обработки древесины – 8 часа

Просмотр и обсуждение чертежей и технологических карт, наглядных пособий по технологии обработки древесины. Цель и задача обработки. Знакомство с инструментами и приспособлениями.

 

5. Изучение традиций мастеров России и Сибири – 5 часов

Просмотр и обсуждение альбомов, наглядных пособий и дисков по традициям российских мастеров и мастеров Сибири.

 

6. Назначение и устройство столярного верстока – 5 часов

Для ручной обработки древесины используется столярный верстак. Его основные части: подверстачные опоры, передний зажим, крышки гнезд, лоток.

 

7. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины – 5 часа

Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке. Подготовка разметочного и измерительного инструмента.

 

8. Древесина, как природный конструкционный материал – 10 часов

Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Физико-химические свойства древесины. Применение древесины в повседневной жизни людей.

 

9. Пиломатериалы и древесные материалы – 8 часов

Наиболее распространенные пиломатериалы – доски, бруски и рейки. У пиломатериалов выделяют следующие элементы: пласть, кромку и торец. Фанера, ДСП, ДВП являются полуфабрикатами.

 

10. Выбор инструмента, оборудования, материала и подготовка их к работе – 5 часов

Основные требования к выбору и подготовке инструмента. Древесина и её особенности с учетом эстетических требований. Преимущества и недостатки.

 

11. Заточка и правка режущего инструмента – 8часов

Инструменты и приспособления при заточке и правке инструмента для работы с деревом. Приемы заточки и наладки. Техника безопасности при заточке.

 

12. Разметка изделий – 5 часов

Назначение и роль разметки. Разделочный и измерительный инструменты. Разметка по чертежу, эскизу и шаблону.

 

13. Технология выполнения элементов резьбы – 11 часов

Элементы геометрической резьбы. Техника выполнения двух и трехгранных выемок. Выполнение простейших орнаментов.

 

14. Пиление древесины ножовкой и зачистка деталей – 5 часов

Внимательно осмотреть полотно и ручку ножовки, убедиться в ее исправности и готовности к работе. Какие виды ножовок применяют при пилении и их назначение.

 

15. Выпиливание лобзиков (ручным) и зачистка деталей – 11 часов

При пилении лобзиком используют специальное приспособление – столик. Лобзик следует перемещать плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается.

 

16. Технология сборки изделий – 5 часов

Процесс сборки изделия. Последовательность сборки изделия с учетом последующей отделки. Подрезание уступов, выравнивание и зачистка.

 

17. Отделка изделий – 5 часа

Назначение, правила и приемы отделки изделий из древесины. Отделка элементов готовых изделий и ее виды: марение, окраска, лакировка. Виды лакокрасочных материалов и морилок.

 

18. Сувениры и подарочные изделия, украшения из дерева – 8 часов

Сувениры, подарочные изделия из дерева, бересты, шпона. Особенности использования в быту, зависимость отделочного материала от назначения изделия.

 

19. Дизайн предметов бытового назначения с декоративной отделкой – 5 часов

Рациональный выбор инструмента и материалов. Ассортимент в зависимости от бытового назначения изделия в быту.

 

20. Дизайн игрушки, технология изготовления – 8часов

Знакомство и обсуждение с современной игрушкой. Конструктивные и дизайнерские особенности в зависимости от характера игрушки. Составление эскизов, чертежей.

 

21. Составление чертежей и технологической карты изделия 5 часов

Содержание и назначение чертежей и технологической карты. Технология изготовления различных простейших изделий. Технология изготовления более сложных изделий.

 

22. Изготовление столярных соединений – 5 часов

Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные, на гвоздях и саморезах. В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, продушка.

 

23. Виды, состав и основные свойства клеев – 5 часов

По физическому свойству клей представляет собой жидкость различной вязкости. Клеи должны отвечать следующим требованиям: прочно склеивать, быть простыми в употреблении, иметь жизнеспособность и большой срок хранения.

 

24. Сборка столярных соединений на клей – 8 часов

Подготовка соединений к склеиванию. Виды клеев и их назначение. Последовательность склеивания соединений.

 

25. Шлифовка и подготовка изделий под прозрачную отделку – 5 часов

Выбор наждачной шкурки. Шлифовку выполняют по направлению волокон.

 

26. Отделка изделий морилкой и лаком – 5 часов

Правила пользования морилкой и лаком. Морилку и лак наносят на изделия кистью или тампоном. Наносят морилку и лак равномерно вдоль волокон.

 

27. Подготовка рубанка к работе – 8 часов

Основные приемы разборки, заточки и правки ножей, сборки и наладки ручного инструмента для плоского строгания.

 

28. Строгание заготовок вдоль волокон – 5 часов

Освоить разнообразные приемы закрепления заготовок на верстаке. Принять правильное рабочее положение. Последовательность строгания древесины.

 

29. Художественное выжигание – 5 часов

Правила пользования электровыжигателем и организация рабочего места. Подготовка древесины, фанеры к выжиганию. Отделка художественных изделий после выжигания. 

 

14. Технология сборки изделия – 2 часов

Последовательность сборки изделия с учетом последующей отделки. Подрезание уступов, выравнивание и зачистка.

Цели программы

Цель программы – создание условий для развития творческого потенциала воспитанников в процессе изготовления изделий декоративного характера.

 

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить с историей народных промыслов, их зарождением, развитием;
  • научить правильной и безопасной организации труда;
  • освоить технологию отделки изделий из дерева, дизайнерские особенности изготовления изделий из дерева. 

Развивающие:

  • развитие индивидуальных, творческих способностей у воспитанников;
  • развитие воображения, пространственное мышление;
  • развитие способностей мелкой моторики. 

Воспитательные:

  • привитие уважительного отношения к трудовой деятельности человека;
  • развитие художественно-эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий различной сложности.

Результат программы

В результате реализации программы обучения обучающиеся будут знать:

  • основные технологические понятия;
  • назначение и технологические свойства материалов;
  • назначение и устройство применяемых инструментов, приспособлений, оборудования;
  • виды, приемы и последовательность технологических операций;
  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
  • основные этапы проектной деятельности;
  • основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы,учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов.

В результате реализации программы обучения обучающиеся будут уметь

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продуктов труда;
  • использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
  • проектировать материальных объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
  • выбирать средства и методы реализации проекта;
  • выполнять изученные технологические операции;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является разнообразие видов деятельности по расширению политехнического кругозора учащихся, формирование культуры труда школьника: развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

 

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Содержание программы предусматривает изучение материала по сквозным образовательным линиям, формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, что дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать знаний основ наук в практической деятельности по выбранному в дальнейшем направлению профильной подготовки.

Материально-техническая база

Специально оборудованный учебный класс на 10 рабочих мест, мастерская по деревообработки, ручной и электроинструмент по обработке древесины, оборудование по обработке древесины, электровыжигатели.

Стоимость

Обучение проходит бесплатно.