Программа «Автокросс для всех»

Программа «Автокросс для всех» направлена на создание целостной системы подготовки подростков и молодежи по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, формирование ценностно-смысловых установок на сохранение жизни, развитие способностей в сфере технического конструирования и изобретательства.

 

Автоспорт сокращает время накопления опыта. На занятиях и тренировках активно приобретаются знания, отрабатываются приёмы и совершенствуются навыки управления автомобилем в различных дорожных  условиях, в том числе на пределе человеческих и технических возможностей. Причём делается это постепенно с соблюдением всех мер безопасности. Подросток находится в той среде, где ему есть чему и у кого научится.

Педагоги

Кохан Владимир Дмитриевич, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Учебно-тематический план

 

  1. Вводное занятие (3ч)
  2. Беседы об автомобиле и автокроссе (3ч)
  3. Меры безопасности на занятиях и тренировках (3ч)
  4. Особенности устройства автомобиля для автокросса и технические требования (18ч)
  5. Обслуживание автомобиля и подготовка к соревнованиям (9ч)
  6. Специальная физическая подготовка и основы оказания первой помощи (14ч)
  7. Вождение автомобиля (49ч)
  8. Экскурсии на соревнования по техническим видам спорта и участие в соревнованиях (6ч)
  9. Итоговая аттестация (3ч)

Цели программы

Цель: обеспечить условия для развития способностей в технической сфере и технологической культуры у детей и молодежи средствами включения их в различные виды технического творчества в рамках занятий автокроссом.

Задачи

Личностные:

- формировать интерес к техническим специальностям;

- поддерживать профессиональную ориентацию на поступление в автомобильные и другие технические учебные заведения, на работу в сфере автомобильного транспорта, органах ГИБДД;

- развивать навыки трудолюбия, аккуратности, культуру безопасного поведения на дорогах;

- развивать способности оценивать себя, свои возможности и способности, оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- учить проявлять уважение и быть сопричастным к делам своей страны, ее истории и культуре;

- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные:

- учить организовывать свою деятельность, учитывая все ее компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку;

- формировать у учащихся способность к саморегуляции.

Коммуникативные:

- учить слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свое мнение;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности;

- работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- учить наиболее эффективным способам решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- учить постановке и формулированию проблем, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности;

- формировать умение осуществлять поиск информации, выделять главное при работе с информацией, знако-символическими средствами, учебными моделями;

- развивать логические приемы мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Образовательные (предметные):

- способствовать овладению теоретическими знаниями по истории автоспорта;

- познакомить с устройством автомобиля и методами усиления конструкции;

- научить пользоваться материалами и инструментами, владеть технологическими приёмами обработки конструкционных материалов;

- сформировать умения и навыки правильного вождения автомобиля в условиях бездорожья;

- подготовить учащихся к участию, организации и проведению спортивных соревнований по автокроссу;

- обеспечить получение учащимися спортивных разрядов;

- обеспечить становление грамотного, ответственного участника дорожного движения.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы:

знание правил поведения на транспорте и на дорогах;

умение согласовывать свои действия в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

владение навыками здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметые результаты освоения программы:

знание способов действий в рамках предложенных условий и требований;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение навыками контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определения и коррекции своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Ключевые (сквозные) и специальные компетентности:

Познавательная компетентность:

знание истории автоспорта, устройства автомобиля, правил дорожного движения; сформированность познавательного интереса к техническим специальностям;

умение пользоваться материалами и инструментами; технологическими приёмами обработки конструкционных материалов;

владение навыками правильного вождения автомобиля.

Информационная компетентность:

знания о способах поиска и обработки информации;

умение самостоятельно получать знания, осуществлять поиск необходимой информации с использованием разных информационных источников;

владение способами преобразования информации.

Социальная и гражданская компетентность:

знание основ культуры безопасного поведения на дорогах;

умение ориентироваться в автомобильных и других технических специальностях;

владение социальными нормами, моделями поведения в группах и сообществах.

Организаторская компетентность:

знание основ организации соревнований по автоспорту;

умение оценивать качество выполнения упражнений в соответствии с регламентом соревнований по автоспорту;

владение алгоритмом получения спортивных разрядов.

Специальные компетентности в области образовательной деятельности спортивно-технического направления дополнительного образования детей:

знание теории технического конструирования, обслуживания спортивного автомобиля, металлообработки, слесарного дела; скоростного маневрирования на гоночной машине; электроинструментов и станков (дрель, сверлильный станок, углошлифовальная машина, заточной станок);

умение анализировать, давать оценку конструктивным особенностям гоночного автомобиля; вести тактическую борьбу в гонках;

владение понятийным аппаратом, основными приемами обработки металла при сварочных, слесарно-механических работах; работы при покраске, дизайне автомобиля.

 

Особые условия проведения

Программа «Автокросс для всех» ориентирована на старший подростковый и юношеский возраст от 15 лет до 21 года.

 

Набор учащихся в группы осуществляется в начале учебного года. В случае если по каким-то причинам учащийся не смог освоить программу за один год, допускается повторное её прохождение.

 

Объединение формируется на основе добровольного согласия учащихся и письменного заявления учащихся/родителей, при наличии справки о состоянии здоровья.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Автомобили ВАЗ, токарный, сверлильный станки по 1 штуке, сварочный аппарат – 2 шт., обрезная машинка – 2, электронаждак – 1, ручная дрель – 1, таль цепная – 1, инструмент. Горючесмазочные материалы, запасные части.

Информационно-методическое обеспечение

 

Для эффективной реализации программы используются:

- ресурсы, разработанные методической службой ГБУ ДО НСО

"Автомотоцентр";

- ресурсы федеральных и региональных образовательных порталов;

- методические разработки автора программы и других педагогов;

- интернет-источники;

- литература по психологии и педагогике;

- техническая литература;

- чертежи, схемы, плакаты, инструкции, технические карты;

- макеты узлов и агрегатов транспортного средства;

- учебные видеофильмы по мастерству вождения, ПДД, основам БДД и

первой доврачебной помощи;

- компьютерные программы по ПДД;

- презентации к занятиям;

- тесты и задания для контроля.