Программа «Экологическая тропа»

  • (7)

К числу наиболее актуальных проблем в настоящее время относится проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в школах и других учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае помогут экологические тропы.

В настоящее время, живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, порушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.

Педагоги

Захарова Елена Кузьминична учитель биологии и химии высшей категории

Содержание программы

1. Введение - 2 ч.

2. Техника безопасности - 2 ч.

3. Как организовать экологическую тропу -  20 ч.

4. Оформление экотропы - 14 ч.

5. Определение содержания и тематики экскурсий - 2 ч.

6. Составление паспорта экологической тропы - 10 ч.

7. Природоохранная деятельность - 10 ч.

8. Пропаганда идей охраны природы - 4 ч.

Цели программы

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе.

Задачи программы:

Познавательная и обучающая задача включает знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей растительного и животного мира и способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы. Поэтому экологическую тропу называют "учебным кабинетом в природе".

Развивающая задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

Воспитательная задача состоит в воспитание любви к природе, развитии экологической культуры. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения.

Оздоровительная задача состоит в сочетании умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

 

Результат программы

– приобретение учащимися практических экологических и природоохранных навыков

− выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях

− планирование практических дел по охране природы

– подготовка мини- проекта " Школьная экологическая тропа"

Учащиеся должны знать:

Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.


Учащиеся должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Особые условия проведения

Условия реализации программы:

- постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);

- доступность Интернета;

- определённый возрастной диапазон членов клуба, необходимый для нормального общения в подростковой среде;

- многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности, тонус в работе;

Материально-техническая база

Место проведения занятий – учебный кабинет биологии, школьная территория.