Программа «ВОЛОНТЕРЫ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Программа волонтерской деятельности имеет свою цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно- полезной деятельности, способствующей самореализации личности детей с ОВЗ и детей- инвалидов; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Педагоги

  • Русских Юлия Васильевна, образование высшее педагогическое, НГПУ 1993 год.

Курсы повышения квалификации:

1. "Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью", 72 часа, Москва, 07.06.2020, № 171/01-ГЗ.

2. "Изучение истории по требованиям ФГОС ООО и концепция нового УМК по отечественной истории", 108 ч, НИПК и ПРО,№2582.

3. "Методические и содержательный аспекты преподавания отечественной и всеобщей истории в соответствии с ФГОС ООО", 108 ч, НИПК и ПРО, № 6526.

 

Стаж работы более 30 лет.

 

Содержание программы

Содержание программы

1-й год обучения ( 35 часов)

Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (6 часов.)

Занятие 1-2. 2 часа. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.

Занятие 3. 1 час.Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.

Занятие 4. 1 час. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.

Занятие 5-6. 2 часа.Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

 

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера ( 8 часов)


Занятие 7-8. 2 часа.Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.

Занятие 9-12. 4 часа. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.

Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие.

Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.

Занятие 13- 14. 2 часа.Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников.

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (11 часов)
Занятие 15. 1 час. Виды зависимостей.

Занятие 16. 1 час.Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.

Занятие 17. 1 час. Влияние курения на организм человека.

Занятие 18. 1 час.Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ.

Занятие 19. 1 час. Встреча с ОО «Трезвый город». Пропаганда здорового образа жизни.

Занятие 20.1 час. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.

Занятие 21. 1 час.Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.

Занятие 22-23. 2 часа. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей.

Занятие 24. 1 час. Компьютерная, игровая зависимости.

Занятие 25. 1 час. Разработка и проведение классных часов по профилактике.

Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров ( 4 часа)

Занятие 26-27. 2 часа. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Занятие 28-29. 2 часа.Листовка.

Раздел 5. Основы проведения социальных дел ( 6 часов).
Занятие 30-35. 6 часов Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций:

- "Начни со школьного двора";

- Организация сбора макулатуры, батареек, крышечек

- "Почувствуй себя Дедом Морозом!"

- Письмо солдату в армию

- Акция "Ветеран живет рядом«;

- Акции по пропаганде ЗОЖ;

- Георгиевская ленточка.

Подведение итогов года.

 

Содержание программы

2-й год обучения ( 35 часов).


Раздел 1. Психологическая подготовка волонтеров (11 часов).

Занятие 1. 1 час.Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.

Занятие 2. 1 час.Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся».

Занятие 3-5. 3 часа. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

Занятие 6-8. 3 часа. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

Занятие 9-11. 3 часа.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Раздел 2. Специальная подготовка волонтеров ( 4 часа).
Занятие 12-13. 2 часа. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.

Занятие 14-15. 2 часа. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.

Раздел 3. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения ( 5 часов).

Занятие 16-17. 2 часа. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера.

Занятие 18-19. 2 часа. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы.

Занятие 20. 1 час. Организация социальных дел гражданско- правовой направленности. Вид занятия: практическое.

Раздел 4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (6 часов).
Занятие 21-22. 2 часа.Сопротивление групповому давлению. Вид занятия: теоретическое/ практическое.

Занятие 23-24. 2 часа. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости. Вид занятия: теоретическое/ практическое.

Занятие 25-26. 2 часа.ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти». Вид занятия: теоретическое/ практическое.

Раздел 5. Информационные технологии в работе волонтера (9 часов).

Занятие 27-28.2 часа. Новостная статья. Структура новостной статьи. Прессрелиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.

Занятие 29-30. 2 часа. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма.

Занятие31-32. 2 часа. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.

Занятие 33. 1 час. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.

Занятие 34-35. 2 часа.Разработка и проведение социальных акций по пропаганде ЗОЖ.

 

Содержание программы

3-й год обучения (35 часов).

 Раздел 1. Школа социальных технологий (6 часов).

Занятие 1-2. 2 часа. Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «равный обучает равного». 

Занятие 3-4. 2 часа. Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова). 

Занятие 5-6. 2 часа. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. 

Раздел 2. Основы социального проектирования и проведения социальных дел (6 часов).

Занятие 7-8. 2 часа. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. 

Занятие 9-10. 2 часа.  Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. 

Занятие 11-12. 2 часа.Разработка и реализация социальных проектов. 

Раздел 3. Специальная подготовка волонтеров (8 часов).

Занятие 13-14. 2 часа. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. 

Занятие 15 −16. 2 часа. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. 

Занятие 17-18. 2 часа. Работка с подростками девиантного поведения.

Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. 

Занятие 19-20. 2 часа. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Раздел 4. Лидерство в волонтерском объединении

 

 

(6 часов).Занятие 21-22. 2 часа. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. 

Занятие 23-24. 2 часа. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии. 

Занятие 25-26. 2 часа. Подготовка к участию конкурсах.

Раздел 5. Организация детских праздников (9 часов).

Занятие 27-28. 2 часа. Организация детских праздников. Проведение детской игровой программы в день защиты детей. Разработка и проведение экологических акций. 

Занятие 29-30. 2 часа. Разработка и проведение социальных акций по пропаганде ЗОЖ. 

Занятие 31-32. 2 часа.  Разработка и проведение социальных акций: «Скажи спасибо за Победу!», Помощь и поздравление Ветеранов Войны и труда. 

Занятие 33-34. 2 часа. Разработка и проведение социальных акций помощи классным руководителям при проведении экскурсий. 

Занятие 35. 1 час. Итоговое мероприятие. Вручение дипломов «Волонтер». 

Цели программы

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности детей с ОВЗ и детей -инвалидов; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

 

Задачи:

Предметные:

• обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;

• обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;

• знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;

• обучение основам работы с различными видами информации;

• знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;

• обучение методике социального проектирования;

• расширение навыков работы с информацией;

• специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий.

 

Метапредметные:

• формирование первичных организаторских умений и навыков;

• развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.

• развитие уверенности в себе;

• дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;

• расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий

• развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

 

Личностные:

• воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

• воспитание милосердия, доброты, отзывчивости;

• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

• содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, районе, стране; воспитание активной гражданской позиции;

• воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

• создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

• развивать активную деятельность;

• формировать общественную активность, реализацию в социуме.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

• историю развития волонтерского движения;

• основные добровольческие организации России;

• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

• правила составления информационного буклета;

• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;

• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;

• правила выхода из конфликтной ситуации;

• влияние психоактивных веществ на организм человека;  способы отказа от употребления психоактивных веществ.

• требования к созданию социальной рекламы;

• структуру и правила оформления делового письма;

• технологию социального проектирования;

• основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра;

• возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;

• биологические и социальные последствия наркотической зависимости.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут   уметь:

• владеть навыками планирования и самоанализа;

• уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;

• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;

• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

• создавать социальный плакат в программе Paint;

• разрабатывать социальные проекты;

• составлять деловое письмо, писать новостную статью;

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

• навыки сопротивления групповому давлению;

• эффективное общение  с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения;

• смогут выступать в роли организатора различных дел социальной направленности.

Особые условия проведения

Программа «Основы организации волонтерской деятельности «Волонтеры Перспективы» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует социализации личности детей с ОВЗ, формированию лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт, определиться с выбором своей будущей профессии.

Материально-техническая база

Программа будет реализована на базе МБОУ СОШ "Перспектива".

Учебное помещение – кабинет № 9.

Материально-техническое обеспечение:

• компьютер;

• видеопроектор;

• демонстрационный экран;

  • сканер;
  • принтер;
  • копир;
  • документ-камера.

Информационное обеспечение:

сайт МБОУ СОШ "Перспектива«;

школьная печать;

социальная сеть вконтакте

 

Педагогические технологии, используемые в программе:

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

• виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;

• деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями еѐ организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно%

• необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

• воспитывающего характера труда;

• научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

• связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);

• систематичности и последовательности;

• доступности и посильности;

• сознательности и активности;

• наглядности;

• прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов);

Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

• обязательное формирование у детей с ОВЗ положительной мотивации к творческой деятельности;

• получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;

• обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

• обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

• занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

 

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• проблемный;

• частично-поисковый или эвристический;

• исследовательский.

 

Педагогические приёмы:

• формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

• организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

• стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

• сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

• свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

 

Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.

В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

 

 

 

Дидактические:

• кодекс и памятка волонтера.

• социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья;

• фильмы «Бабуся», «Форпост», "Дневник Насти«;

• презентации «Добровольческие организации России», "Толерантность"

• учебное видео-пособие о ВИЧ;

• личная книжка волонтера.

• диплом Волонтера

 

 Список литературы

Для педагога:

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. – Тверь, 2009

3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки

4. добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. – Тверь, 2009

5. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –

6. Волгоград, 2006

7. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

8. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

9. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.

10. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

11. 8.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005

Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 – № 3
Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 – № 3
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д., 2007

Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. – М, 2008
Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 – № 7 17. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
19. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 – № 7

 

 

Для учащихся:

 

1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

2. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. – М, 2008

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.