Программа «Горница»

С каждым годом в системе дополнительного образования наибольшее внимание уделяется духовно – нравственному воспитанию личности. В последнее время к нам постепенно возвращается национальная память.

 

В процессе обучения по программе «Горница» дети знакомятся с культурой русского народа: земледельческим календарем, приметами, обычаями, традициями, народными играми, забавами; приобретают необходимые знания, умения и навыки в области народной культуры.

Педагоги

Павлова Роксана Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории (с 27.02.2019 по 27.02.2024), приказ Минобразования НСО от 28.03.2019 № 2-АК).

Образование:

2006 г.- Новосибирский областной колледж культуры и искусств, специальность – Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, квалификация – педагог-организатор, руководитель фольклорного коллектива;

2011 г. – ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет, специальность – Народное художественное творчество; квалификация – руководитель этнокультурного центра, преподаватель;

Повышение квалификации и курсовая подготовка:

26.02.2018-03.03.2018 – ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», программа повышения квалификации «Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях» в объеме 16 часов;

31.01.2018 – 18.04.2018 – ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся» в объеме 108 часов;

 

Павлова Роксана Николаевна зарекомендовала себя как ответственный и активный педагог, любящий детей и свою профессию.

Под руководством Роксаны Николаевны дети принимают участие и получают дипломы лауреатов, дипломы I степени и благодарственные письма в таких конкурсах, как Международный конкурс «Шоу Талантов», IV Международный фестиваль-конкурс искусств «Родники России», Международный дистанционный конкурс народного творчества «Тихая моя Родина», Международный конкурс для детей и педагогов «Интербриг», III Всероссийский конкурс искусств «Творческий серпантин», IV Всеросийского конкурса "Таланты России".

Содержание программы

Первый год обучения:

1. Устное народное творчество – 8 ч.

2. Песенно-игровой фольклор – 9 ч.

3. Народный календарь – 9 ч.

4. Русские народные музыкальные инструменты – 9 ч.

5. Вокально-хоровая работа – 9 ч.

6. Фольклорный танец – 9 ч.

7. Народные ремесла и промыслы – 9 ч.

8. Фольклорный костюм – 9 ч.

Второй год обучения:

1. Устное народное творчество – 8 ч.

2. Песенно-игровой фольклор – 9 ч.

3. Народный календарь – 9 ч.

4. Русские народные музыкальные инструменты – 9 ч.

5. Вокально-хоровая работа – 9 ч.

6. Фольклорный танец – 9 ч.

7. Народные ремесла и промыслы – 9 ч.

8. Фольклорный костюм – 9 ч.

Цели программы

Создание условий для развития и воспитания духовно-нравственной творческой личности средствами разнообразных видов народного творчества.

 

Для достижения данной цели программа «Горница» реализует следующие задачи:

Личностные:

1. формировать чувство принадлежности к русскому народу, его истории и культуре и воспитывать культуру межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни народов России;

2. формировать и развивать коммуникативные навыки и умение взаимодействовать со сверстниками, педагогом и коллективом;

3. развивать простые человеческие качества: уважение к взрослым и сверстникам, доброжелательность, умение уступать и слушать других;

4. развивать самостоятельность, ответственность и инициативу, быть социально активной личностью.

 

Метапредметные:

1. научить четко формулировать новые задачи в любой деятельности, развивать познавательную деятельности;

2. формировать ответственность к учению, умение критически мыслить, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

3. научить соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4. развивать творческий потенциал и креативность.

 

Предметные:

1. освоить детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря, навыки народного пения, игре на простейших шумовых инструментах с применением их в исполнительстве;

3. познакомить с народным календарем, бытовыми танцами и элементами фольклорного танца, народным костюмом, народными ремеслами, промыслами и рукоделием;

4. развивать музыкальный и художественно-эстетический вкус, чувство ритма, слух и память, фантазию.

Результат программы

Результат освоения программы «Горница» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Будут знать:

-основные народные праздники, обычаи и традиции русского народа;

-принадлежность песен, игрового фольклора к определенному времени года; разнообразие жанров народных песен; названия шумовых и народных инструментов;

-произведения устного народного творчества: малые жанры фольклора, детский фольклор и т.д.;

-основные виды росписи и народной игрушки;

- основные элементы народного костюма.

Будут уметь:


-демонстрировать артистические способности;

-общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива;

-правильно толковать пословицы, поговорки;

-воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых народных инструментах;

-сочетать пение с движением в танце и игре.

 

Личностные результаты:

1. формировано чувство принадлежности к русскому народу, его истории и культуре и воспитывать культуру межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни народов России;

2. сформировано и развиты коммуникативные навыки и умение взаимодействовать со сверстниками, педагогом и коллективом;

3. развиты простые человеческие качества: уважение к взрослым и сверстникам, доброжелательность, умение уступать и слушать других;

4. развиты самостоятельность, ответственность и инициативу, быть социально активной личностью.

Метапредметные:

1. приобретены навыки четко формулировать новые задачи в любой деятельности, развивать познавательную деятельности;

2. сформированы ответственность к учению, умение критически мыслить, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

3. приобретены навыки соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4. развиты творческий потенциал и креативность.

Предметные:

1. освоены детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря, навыки народного пения, игре на простейших шумовых инструментах с применением их в исполнительстве;

3. ознакомлены с народным календарем, бытовыми танцами и элементами фольклорного танца, народным костюмом, народными ремеслами, промыслами и рукоделием;

4. развиты музыкальный и художественно-эстетический вкус, чувство ритма, слух и память, фантазию.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

 

При приеме детей для обучения обязательно проверяется музыкальный слух, голос, чувства ритма, музыкальная память. 

 

Необходимо также продемонстрировать творческий номер: спеть песню или рассказать стихотворение. Условия набора на обучение производится при:

-наличии у ребенка желания к занятиям;

-наличии чувства ритма, слуха;

-отсутствии противопоказаний.

Материально-техническая база

Помещение: Для организации успешной работы необходимо иметь просторное помещение (кабинет), которое оформлено в соответствии с направлением деятельности.

Учебно-методическое обеспечение.

- методические пособия,

- нотный материал,

- аудио-видео материалы,

- интернет – ресурсы.

Материально-техническое обеспечение:

- музыкальные инструменты (гармошка, баян, балалайка, фортепиано);

- шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотки, рубель, бубен, коробочка, полено, кугиклы);

-костюмы для детей по числу участников ансамбля;

- реквизит для обрядовых праздников;

- наличие канцелярских принадлежностей (нотная тетрадь, карандаш, ластик и т.д.);

- методические пособия;

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

-экран.