Программа «Конструктор»

Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Дерево сравнительно легко и хорошо обрабатывается, позволяет создавать изделия разнообразные по формам, цвету, фактуре и назначению. По художественному оформлению наибольший интерес представляют изделия из дерева, которые и в настоящее время продолжают развивать ее многовековые традиции.

 Содержание тем программы предусматривает первоначальное знакомство ребят с ручными способами обработки древесины, основами композиции, материаловедением для выполнения художественных работ, с технологией художественной обработки древесины. Это позволяет привлечь учащихся к творческой деятельности, знакомит с основными направлениями декоративно-прикладного искусства, последовательностью разработки композиции изделия.

 Актуальность данной программы состоит в том, чтобы при стремительно развивающемся техническом процессе суметь приобщить современного ребенка к резьбе по дереву, что позволит не только решить проблему свободного времени детей, но и социализации, т.е. подготовки к современной взрослой жизни.

Художественная обработка по дереву рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия художественной обработкой дерева, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.

Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, создание своих композиций.

Итогом обучения будут служить творческие задания, при выполнении которых у детей проявится инициативность, самостоятельность, креативность, знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Программа предоставляет возможность учащемуся приобрести умения и навыки, которые пригодятся им в учебной деятельности, в быту; попробовать и найти себя в разных видах творчества.

Художественная обработка дерева играет существенную роль в духовном развитии детей, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуют гармоничному развитию.

Занятия художественной обработкой древесины не только формируют у обучающихся эстетический вкус, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Учащиеся на занятиях получают необходимые знания о древесине, ее свойствах и особенностях, о способах ручной обработки древесины столярными инструментами и токарными работами по дереву. Приобретают навыки работы с различными материалами, инструментами и станками. Учатся выполнять различные технологические операции по обработке и сборке деталей, художественному оформлению изделий.

Новизна программы: данная программа является подготовительной и позволяет выявить детей, способных к этому виду деятельности для дальнейшего обучения. В ходе обучения и трудовой деятельности у детей формируется эстетического восприятие окружающей действительности; происходит социальная адаптация. Создавая изделия, имеющие как культурную, так и материальную ценность, дети проникаются уважением к мастерам своего дела, к культуре и обычаям русского народа.

Программа составлена с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся. Так же по-новому применяются принципы народной педагогики – самообразование и самообучение в процессе труда; минимизируется работа по образцу, шаблону.

В образовательный процесс вводятся большое количество заданий с проблемной ситуацией, целью которых является побуждение к активной творческой деятельности и развитие креативного мышления. Тесное сотрудничество педагога и учащегося и введение поощрительной системы баллов способствуют формированию трудолюбия, прилежности, ответственности. Используется модель обучения "свободный класс".

 Отличительная особенность программы

Программа содержит в себе различные техники работы, которыми пользовались мастера данного вида творчества сотни лет в разных странах (Голландия, Китай, Франция, Англия, Россия и т.д.). В основу работы над изготовлением и декорированием предметов и изделий положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

 

 

 

Педагоги

Программа реализуется Бабаевым Олегом Леонидовичем, педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Образование: высшее, специальность: инженер-механик.

Педагогическое: диплом по переподготовке в НГПУ «Технология и предпринимательство», 2016г.

Курсы: ФГБОУ ВО «НГПУ» по программе «ИКТ – технологии в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» (72 часа), 2020г.

Награды педагога (благодарственные письма):

- Благодарственное письмо управления образования администрации Ордынского района Новосибирской области, 2011г.

- Благодарственное письмо НГПУ факультет технологии и предпринимательства, 2020г.

 

Содержание программы

 

Вводное занятие – 2 часа

Черчение и графика – 16 часов

Технологическая документация – 5 часов

Изготовление модели – 45 часов

Промежуточная аттестация – 4 часа

Цели программы

 

Цель: развивать творческие способности учащихся в познании и изучении видов прикладного и технического творчества, социализация детей средствами резьбы по дереву.

 Задачи:

Образовательные задачи (предметные)

- ознакомление с инструментами и станками для обработки материала;

- овладение приемами выполнения эскизов и чертежей;

- овладение приемами обработки материалов, конструирования;

 Личностные задачи

-пробуждение интереса учащихся к самостоятельному техническому творчеству, изобретательству;

-формирование волевых качеств у обучающихся: настойчивости, усидчивости, умения довести начатое дело до конца.

 Метапредметные задачи

Познавательные

- работать с литературой, самостоятельно добывать знания;

-составлять техническую документацию на готовое изделие;

-применять полученные умения и навыки в быту;

-формирование художественного вкуса и умений декоративного оформления изделий из металла, дерева.

Регулятивные

- воспитание бережного отношения к природе как источнику творческого вдохновения, а не только как источнику природного сырья;

-воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, к оборудованию и инструментам.

Коммуникативные

- установление доброжелательных отношений между членами кружка в разновозрастном коллективе.

 

 

Результат программы

 Ожидаемые результаты реализации программы

По окончании  обучения учащиеся будут

Знать:

- виды декоративно-прикладного и технического творчества; техники и приемы художественной обработки дерева; правила пользования художественными материалами и инструментами;

- технологию подготовки изделий из древесины к художественной обработке;

- правила техники безопасности и гигиены труда при выполнении практических работ;

- устройство моделей.

Уметь:

- организовывать рабочее место;

- использовать по назначению художественные материалы, инструменты и приспособления;

- выполнять выпиливание элементов изделия ручным или электрическим лобзиком, работать с дрелью;

- владеть навыками стилизации реальных форм в декоративные;

- работать с дополнительными источниками информации, художественной литературой, наглядными материалами.

Приобрести навык:

- бережного использования материалов и инструментов в согласии с требованиями правил техники безопасности;

- экономичного использования материалов в процессе выполнения практических работ;

- работать, по возможности, самостоятельно;

- вежливого и корректного общения с другими учащимися и педагогом.

 Личностными результатами являются:

- самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;

- развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления;

- толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений;

- проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;

 Метапредметными результатами являются:

- умение адекватно оценивать себя, свои способности;

- умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;

- формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности.

 

Особые условия проведения

НЕТ

Материально-техническая база

Помещение – комбинированная мастерская;

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы:

- верстаки (12);

- токарно-винторезный станок (1);

- токарный станок по дереву СТД-120;

- вертикально-сверлильный станок (1),

- фуговально-пильный станок (1);

- нож-косячок (2);

- пила с мелкими зубьями (5),

- тиски (16);

- напильники (10);

- набор стамесок (1);

- набор отверток (1);

- рубанок (5);

- клей ПВА, "Момент";

- наждачная бумага мелкозернистая;

- пиломатериал (береза, осина), эскизы изделий;

- таблицы по технике безопасности.