Программа «Туристы – спасатели»

 

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта. Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая школой в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Спортивный туризм» нацелена на главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокоинтеллектуальной, адаптированной к жизни, способной к творческой деятельности. Программа позволяет решать задачи приобщения подростков к здоровому образу жизни, выработки у них правильного поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях. Предлагаемый курс нацелен на развитие у школьников воли, силы, выносливости, умения преодолевать трудности, использование возможностей туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений, таких как формирование умения жить в коллективе и овладение секретами общения в нем, создание мотивации разумной организации досуга, приобретение специальных знаний и умений по туризму, который является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе, средством патриотического, экологического и эстетического воспитания школьников.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: Рабочая программа предполагает организацию спортивно-оздоровительной деятельности средствами туризма в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма с воздействием образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Содержательная деятельность Рабочей программы учит подростка не какому-то узкому ремеслу, а требует от его участника широких знаний и умений на высоком уровне: вопросов морали и этики, самостоятельного решения бытовых проблем, соблюдения личной гигиены, общения с близкими (товарищами по группе) и незнакомыми людьми и т.д.

Актуальность данной программы выражается в очевидной ее
эффективности, доступности, безграничных возможностей в привлечении
детей любого возраста.
Обучение по программе интегрировано со школьным курсом, опираясь на
знания, полученные в школе, расширяет и дополняет изучаемые предметы:
основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, география,
трудовое обучение, информатика. Необходимость практического применения
знаний, умений и навыков усиливает интерес учащихся к углубленному
изучению данных предметов.


            Программа постоянно уточняется и дорабатывается с учетом появления
новых форм образовательной деятельности, новых конкурсов и соревнований,
нового опыта, накапливаемого в процессе реализации программы, или
предъявляемого специальной литературой. Так содержание многих занятий
по подготовке к соревнованиям по спортивному туризму, программы которых
постоянно обновляются (с целью соответствия уровню всероссийских
соревнований), тоже обновляется непосредственно перед самим занятием.
Для разработки маршрутов используется информация размещенная в
сети Интернет. Так же используются компьютерные программы для расчета
продуктовой раскладки и для подготовки и составления отчетов о
совершенных походах, что требует совершенно по иному строить занятия,
подчас, перенимая опыт воспитанников. Заложенное в программе освоение
нового оборудования и туристского снаряжения, появляющегося в связи с
развитием технического прогресса (газовые горелки, новые ткани и многое
др.) повышает возможности и увеличивает выбор туристских маршрутов.

Педагоги

Учитель географии и ОБЖ МБОУ СОШ №90 ХЭЦ, КМС по спортивному туризму и ориентированию - Корчагин Максим Александрович.

Содержание программы

Содержание курса направлено на развитие от близкого к дальнему, от простого к сложному. Конечная цель каждого года обучения – летний зачетный и осенний поход. С каждым годом сложность походов возрастает, соответственно с каждым годом углубляются и расширяются знания учащихся по тем или иным вопросам. Т. е. все планирование в течение года привязано к конечной цели – дать то, что понадобится в зачетном походе.

Содержание реализуется по трем этапам. Первый этап (этап общефизической и специальной подготовки – стартовый) охватывает вопросы по начальной туристской подготовке, происходит формирование ячейки туристического актив (1 и 2 год обучения или «Туристята»). На данном этапе учащиеся приобретают комплекс знаний для организации и проведения массовых туристских мероприятий. Содержание второго уровня (этап базовый) направлено на непосредственную профессиональную туристскую подготовку учащихся (3,4,5 год обучения или «Стажеры». На третьем уровне (этап спортивного совершенствования и спортивного мастерства) идет углубленное изучение темы, что позволит расширить знания учащихся по спортивному туризму в целом.(6 и 7 год обучения или "Спасатели")

 

 

Первый год обучения

Тема 1.

"Чем полезны и интересны походы и путешествия«.

Вводное занятие. Инструктирование по технике безопасности.

Формы и методы работы – беседа, лекция, игра «Имена», тренинг "Доверие".

Формы контроля – анкетирование учащихся.

 

Тема 2.

"Туристское снаряжение«.

Подбор личного снаряжения для выездов на природу. Укладка рюкзака, снаряжение для приготовления пищи: котлы (в т.ч. вставки), костровой трос и его закрепление, герметизация (защита от воды) спичек, пила двуручная и безопасное пиление дров, топор малый и безопасная колка дров.

Формы и методы работы – беседа, лекция, демонстрация снаряжения, игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака, объединенное занятие детей и родителей.

Формы контроля – устный опрос.

 

 

 

Тема 3.

"Краеведение".

 

Формы и методы работы – экскурсия.

Формы контроля – оформление газеты.

 

Тема 4.

"Туристский быт".

Организация туристского лагеря в однодневном походе на принципах взаимопомощи, разведение костра с использованием растопки: плексиглас, сухое горючее, сбор хвороста, валежника, правила безопасной работы кострового: подготовка кострового места, использование костровых рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, установка двускатной палатки, многоместного шатра.

Формы и методы работы – инструктаж, соревнование внутри группы. Формы контроля – практический зачет.

 

Тема 5.

"Основы доврачебной помощи«.

Индивидуальный пакет, его состав, хранение, упаковка и перенос в походе, когда и как его применять, ядовитые растения, соблюдение правил гигиены при питании на природе, профилактика простудных заболеваний.

Формы и методы работы – беседа, лекция, игра «Дикорастущие растения». Формы контроля – тестирование.

 

Тема 6.

"Общефизическая подготовка".

Тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития учащихся (скоростной выносливости, силовых качеств, двигательной активности). Командные игры с мячом, в том числе с использованием специального снаряжения (футбол в страховочных системах, в связках); лыжные прогулки, знакомство с попеременным двухшажным и четырехшажным ходом.

Формы и методы работы – тренировки, игры, прогулки.

Формы контроля – анализ.

 

Тема 7.

"Походы, слеты, соревнования".

Правила проезда группы туристов в городском и пригородном транспорте, правила движения походной колонны по лесным дорогам и тропам, по шоссе, участие в соревнованиях по спортивному туризму, однодневные походы, водный поход в летние каникулы, пешие степенные походы – 3 степень.

Формы и методы работы – инструктаж, выезды.

Формы контроля – оформление газеты, анализ результатов соревнований.

 

Тема 8.

"Основы топографической подготовки туриста и спортсменаориентировщика".

Понятие о топографической карте, масштаб, измерение расстояний по карте с использованием известного масштаба, простейшие условные знаки топографических карт, комплексные задания, знакомство со спортивной картой, простейшие знаки спортивных карт, вид объектов на местности, понятие о план-схеме, ориентирование в закрытых помещениях

("лабиринт").

Формы и методы работы – беседа, игра "Топографическое домино".

Формы контроля – тестирование, опрос, соревнование внутри группы.

 

Тема 9.

"Питание в однодневном походе".

Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола, соблюдение правил гигиены при питании на природе.

Формы и методы работы – беседа, практическое занятие.

Формы контроля – опрос.

 

Второй и третий год обучения

 

Тема 1.

"Чем полезны и интересны походы и путешествия".

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Обзор предстоящих походов и соревнований по фотоматериалам и отчетам о походах групп 3-его года обучения.

Формы и методы работы – инструктаж, беседа. Формы контроля – анкетирование, опрос.

 

 

Тема 2.

"Основы техники лыжного, водного, пешеходного туризма«.

Лыжный: Разворот на склоне. Спуск «на прямых лыжах», «плугом», подъем «елочкой», «лесенкой», «полуелочкой». Лыжные кроссы – до 3 км. Совершенствование беговой лыжной техники.

Водный: Снаряжение для выхода на воду, терминология, применяя на практике: «табань» «килеватор», «ход», «рыба», «банка», «карма» и т.д. Пешеходный: снаряжение, виды переправ, страховки и самостраховки.

 

Формы и методы работы – тренировки на выездах.

Формы контроля – соревнования внутри группы.

 

Тема 3.

"Краеведение«.

Продолжение знакомства с краеведением области

Формы и методы работы – экскурсия.

Формы контроля – тестирование.

 

Тема 4.

"Туристский быт".

Породы деревьев, используемые для разжигания костра, приготовление пищи, виды костров, выбор сухостойного дерева.

Формы и методы работы – беседа, практические занятия на выездах. Формы контроля – практический зачет.

 

Тема № 5.

"Основы доврачебной помощи".

Простейшие фиксирующие повязки при вывихах, растяжениях и ушибах, съедобные, ядовитые и лекарственные растения.

Формы и методы работы – практическое занятие, беседа.

Формы контроля – тестирование, практический зачет.

 

Тема 6.

"Общефизическая подготовка".

тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития учащихся: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями.

Формы и методы работы – тренировки, игры, эстафеты.

Формы контроля – анализ.

 

Тема 7.

"Походы, слеты, соревнования".

Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, однодневные походы, походы выходного дня с одной, двумя ночевками, водный поход в летние каникулы, пешеходные степенные походы – 2 степень. Присвоение спортивных разрядов и званий по спортивному туризму.

Формы и методы работы – выезды, практические занятия, тренировки. Формы контроля – анализ результатов соревнований, изготовление газеты.

 

 

Тема 8.

"Основы топографической подготовки туриста и спортсмена- ориентировщика".

Масштаб карты, измерение расстояний по карте с использованием известного масштаба, информация об объектах топографических карт, комплексные задания, спортивная карта, вид объектов рельефа на местности, ориентирование по выбору, ориентирование по маркированной трассе.

Формы и методы работы – беседа, лекция, тренировки.

Формы контроля – соревнование.

 

Тема 9.

"Питание в однодневном походе и в походах выходного дня".

Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола, рецепты основных блюд, соблюдение правил гигиены при питании на природе.

Формы и методы работы – лекция, беседа, практические занятия на выездах.

Формы контроля – практический зачет.

 

четвертый и пятый год обучения

 

 

Тема 1.

"Чем полезны и интересны спортивные походы и соревнования".

Что такое спортивный туризм? Обзор видов туризма. что такое туристское многоборье? Виды соревнований.

Формы и методы работы – беседа, лекция.

Формы контроля – устный опрос, анкетирование.

 

Тема 2.

"Туристское снаряжение".

Личное снаряжение учащихся для тренировок и походов; особенности личного снаряжения для лыжного сезона; обзор специального снаряжения; групповое снаряжение и его особенности для лыжного сезона; элементарное самодеятельное снаряжение, основы ремонтных работ; хранение, уход, порядок учета и сдачи группового снаряжения, его подготовка к походу.

Формы и методы работы – беседа лекция, практические занятия по подготовке, изготовлению и ремонту.

Формы контроля – устный опрос, проверка выполнения практических заданий.

 

Тема 3.

"Питание в походе".

Составление раскладки и меню на учебно-тренировочный сбор (выезд), пешеходный поход I категории сложности;

нормы сухого продукта; упаковка и транспортировка продуктов; приготовление пищи и режим питания в походе; значение правильной организации питания в походе.

Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности. Формы контроля – составление учебной раскладки, контроль выполнения практических заданий, зачет.

 

Тема 4.

"Туристский быт".

Организация быта на принципах самообеспечения, самообслуживания и взаимопомощи; виды работ по организации лагеря; распределение обязанностей по выполнению работ в лагере; выбор места для ночлега в пределах лесной зоны, заготовка дров, устройство ночлега; правила техники безопасности при выполнении работ по лагерю.

Формы работы – беседа, практические занятия на местности.

Формы контроля – контроль выполнения заданий.

 

Тема 5.

"Основы доврачебной помощи".

Личная гигиена учащихся в многодневном походе;

общие действия группы по оказанию доврачебной помощи, предпринимаемые при травмах или заболеваниях участников похода; доврачебная помощь при ожогах, обморожениях, переохлаждении, солнечном ударе; съедобные, несъедобные и ядовитые растения.

Формы и методы работы – беседа, лекция.

Формы контроля – опрос, зачет.

 

Тема 6.

"Краеведение" (НСО).

- туристические возможности НСО

а) географическое положение

б) климат

в) рельеф

г) растительный и животный мир;

- сезонность туризма;

- экология области, ее проблемы;

- основные достопримечательности родного края.

Формы и методы работы – беседа, лекция.

Формы контроля – опрос.

 

Тема 7.

"Топографическая подготовка туриста".

Изучение и классификация топографических карт: понятие масштабного плана, масштаб топографической карты, основные условные знаки топографических карт; определение азимутального направления по топографической карте; компас Андрианова, жидкостный

компас, их устройство, правила использования, преимущества; определение азимута. Азимутальный ход. Понятие обратного азимута; глазомерная съемка местности (способы определения высоты отдаленно расположенного объекта, расстояния до него, крутизны и азимутального направления склона).

Формы и методы работы – лекция, работа с учебными пособиями, выполнение практических заданий на местности. Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.

 

Тема 8.

"Основы спортивного ориентирования".

Понятие спортивного ориентирования как вида спорта; условные знаки спортивной карты;

спортивная карта, ее масштаб, высота сечения рельефа;

знакомство с видами спортивных трасс; спортивное ориентирование на лыжах.

Формы и методы работы – лекция, работа с учебными материалами, тренировки на местности, участие в соревнованиях.

Формы контроля – опрос, контроль результатов прохождения трасс на тренировках и соревнованиях.

 

Тема 9.

"Узлы, используемые в спортивном туризме". Изучение узлов по группам их применения; практическое применение изученных узлов.

Формы и методы работы – практическое выполнение заданий в классе, на местности.

Формы контроля – зачет.

 

Тема 10.

"Основы техники пешеходного туризма". организация и преодоление переправ через реки, овраги и.т.п...; движение по склонам, с использованием специального снаряжения; техника прохождения болот и лесных завалов, техника безопасности; использование знаний и умений по ТПТ на различных соревнованиях. Формы и методы работы – лекции, тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов.

Формы контроля – оценка результатов трасс на тренировках и соревнованиях.

 

Тема 11.

"Физическая подготовка туриста".

необходимость общефизической подготовки туриста; нормы ГТО; утренняя зарядка и спортивная гигиена туриста; ОФП; особенности физической подготовки, специальные упражнения.

Формы и методы работы – тренировки в спортивном зале.

Формы контроля – сдача спортивных норм.

 

Тема 12.

"Основы техники лыжного туризма".

основные приемы движения на лыжах; техника подъемов на склоны с различной крутизной;

техника спуска; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов.

Формы и методы работы – лекции, тренировки на местности, участие в соревнованиях и проведение походов.

Формы контроля – анализирование результатов соревнований.

 

Тема 13.

"Участие в соревнованиях".

знакомство с видами спортивного туризма;

участие в соревнованиях по технике лыжного, водного, пешеходного туризма;

участие в соревнованиях;

 

Формы и методы работы – тренировки, соревнования. Формы контроля – анализ результатов соревнований.

 

Тема 14.

"Распределение обязанностей в туристической группе".

постоянные и временные должности в туристической группе; права и обязанности командира группы;

права и обязанности начальника продуктов и ответственного за групповое снаряжение группы;

права и обязанности врача и реммастера группы; права и обязанности дежурного по шатру и по приготовлению пищи; подготовка разделов (в соответствии с должностями) отчета о походе с помощью руководителя.

Формы и методы работы – лекции, беседы, индивидуальные занятия. Формы контроля – опрос, оценка применения знаний, умений и навыков в походе.

Походы проводятся в период школьных каникул. В программу 3-его года обучения входят походы:

Пеший, водный I-ой категории сложности – по Ленинградской области или прилегающим к ней районам (летние каникулы),

лыжный 3-ей степени сложности – по Ленинградской области (зимние или весенние каникулы)

 

Шестой и седьмой год обучения

Тема № 1.

"Личное снаряжение туриста".

Специальное личное снаряжение для тренировок, походов, соревнований по спортивному туризму.

Хранение, особенности ухода, порядок учета и сдачи специального личного снаряжения.

Подготовка и использование на занятиях специального личного снаряжения.

Проведение ремонтных работ в не комфортных условиях спортивного многодневного похода.

Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности. Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.

 

Тема № 2.

"Групповое (общественное) снаряжение".

Специальное групповое снаряжение для тренировок, соревнований, спортивных категорийных походов.

Хранение, уход, порядок учета и сдачи специального группового снаряжения.

Подготовка и использование на соревнованиях, в походах и тренировках специального группового снаряжения.

Проведение ремонтных работ в походных условиях.

Формы и методы работы – опрос, практические занятия на местности. Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.

 

Тема 3.

"Питание в походе".

Расчет калорийности, водно-солевой обмен, баланс жиров, белков и углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Особенности питания в спортивных лыжных походах, хранения продуктов, их упаковки и транспортировки.

Значение правильной организации питания в спортивном путешествии.

Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности. Формы контроля – составление учебной раскладки, контроль выполнения практических заданий, зачет.

 

 

Тема 4.

"Туристский быт".

Решение ситуативных задач по организации по организации бивуака в зоне леса.

 

Тема № 5.

"Основы доврачебной помощи".

Оказание первой медицинской помощи при травмах легкой степени.

Медикаменты и другие приспособления, входящие в состав аптечки спортивного похода.

Виды кровотечений, доврачебная помощь.

Повязки, их применение при различных видах травм.

Формы и методы работы – лекции, практические занятия в классе, соревнования.

Формы контроля – опрос, зачет, оценка результатов соревнований.

 

Тема № 6.

"Краеведение".

 

Формы и методы работы – беседа, лекция.

Формы контроля – опрос.

 

Тема № 7

"Топографическая подготовка".

Определение масштаба топографической карты по сетке, определение высоты сечения по участку карты;

специфические условные знаки топографических карт;

использование топографических карт разного масштаба в спортивных походах и подготовке к ним;

выполнение азимутального хода в условиях сильно пересеченной

местности;

определение крутизны и азимутального направления склонов по топографическим картам с сильно пересеченной местностью, а также с

использованием глазомерной съемки на местности; истинный и магнитный азимут, их природа.

Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия на местности.

Формы контроля – устный опрос, соревнования.

 

Тема № 8

"Основы техники водного туризма«.

Плавсредства для совершения спортивных походов. Устройство байдарок «Таймень», «Салют». Техника гребли на байдарке. Погрузка и разгрузка плавсредств. Проводка. Волоки. Сборка и разборка байдарок.

Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия в помещении и на местности.

Формы контроля – практический зачет, устный опрос, проверка

 

Тема № 9.

"Узлы, используемые в туризме".

Исторические сведения о появлении различных групп узлов, возникновения их классификации; группа схватывающих узлов;

группы самозатягивающихся и карабинных узлов; свойства узлов изученных на занятиях, их характеристики; применение изученных на занятиях узлов;

применение узлов для различных способов блокировки страхующих систем, организации страховок.

Формы и методы работы – лекция, практические занятия в классе и на местности.

Формы контроля – оценка результатов соревнований, оценка применения умений и навыков в походе.

 

Тема № 10.

"Техника пешеходного туризма".

Особенности организации переправ через реки с бурным течением; переправы в брод, организация групповой и самостраховки;

принцип непрерывности страховки, применение различных видов страховок на переправах; использование ТПТ и ТГТ на соревнованиях по спортивному туризму.

Формы и методы работы – лекция, тренировка на местности. Формы контроля – оценка результатов соревнований.

 

Тема № 11.

"Общефизическая подготовка".

Техника бега по пересеченной местности;

Особенности общефизической подготовки туриста, специальные упражнения туристов – лыжников; правильное распределение нагрузок в походе; выносливость – основное качество туриста. Ее тренировка и воспитание.

Формы и методы работы – тренировки в спортзале.

Формы контроля – сдача спортивных нормативов.

 

Тема № 12.

"Ориентирование на местности«. особенности трасс спортивного ориентирования:

а) маркированная трасса; б) трасса по выбору; в) заданная трасса; условные знаки постановки контрольных пунктов;

основные тактические приемы спортивного ориентирования, применение их на тренировках и соревнованиях; лыжные трассы спортивного ориентирования;

особенности применения тактических приемов спортивного ориентирования в ночных условиях; ориентирование по «белой» карте.

Формы и методы работы – беседа, тренировки, соревнования. Формы контроля – анализ результатов соревнований.

 

Тема № 13.

"Техника и тактика лыжного туризма". Лыжная беговая подготовка туриста; техника передвижения на лыжах под рюкзаком; подъем и спуск траверсами, способы их выполнения; решение ситуативных задач по тактике лыжного туризма; переправы по льду с применением мер техники безопасности.

Формы и методы работы – тренировки, практические занятия на местности.

Формы контроля – соревнования, анализ ошибок.

 

Тема № 14.

"Слеты и соревнования«.

Психологическая подготовка к соревнованию, «техника + тактика + психологическое равновесие» – залог успеха спортсмена;

участие в соревнованиях по технике лыжного, пешеходного, водного туризма.

Формы и методы работы – беседа, тренировки, соревнования. Формы контроля – анализ результатов соревнований.

 

Тема 15.

"Организация туристического похода". Распределение основных обязанностей в группе;

использование картографических материалов, принципы их подбора; проверка готовности снаряжения;

основные правила поведения в походе, в том числе в экстремальных ситуациях; подготовка отчета о походе в форме газеты.

Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия в классе. Формы контроля – опрос, оценка применения знаний и умений в походе.

 

Походы проводятся в период школьных каникул. В программу 4-ого года обучения входят походы: водный II-ой категории сложности – по Ленинградской области или

прилегающим к ней районам (летние каникулы), лыжный II-ой категории сложности – - по Ленинградской области, Карелии или Хибинским тундрам (зимние или весенние каникулы).

 

Цели программы

Цель:

Создание условий для организации многолетнего процесса подготовки спортсменов-туристов для выполнения норм на присвоение спортивных разрядов и званий спортивной дисциплины – дистанция (вид спорта – туризм спортивный) Единой всероссийской спортивной классификации.

Задачи:

Стартовый уровень (этап начальной подготовки).

Образовательные:

  • познакомить с основами туризма
  • познакомить с основами техники спортивного туризма и спортивного ориентирования.

Развивающие:

  • способствовать укреплению здоровья
  • содействовать повышению разносторонней физической и функциональной подготовленности
  • создать условия для привития интереса к занятиям спортивным туризмом
  • способствовать выполнению норм на присвоение юношеских спортивных разрядов Единой всероссийской спортивной классификации

Воспитательные:

  • воспитывать черты спортивного характера (волевые качества, целеустремленность и др.)

Базовый уровень (этап учебно-тренировочной подготовки).

Образовательные:

  • овладеть основами туризма и ориентирования
  • овладеть основами техники спортивного туризма и спортивного ориентирования
  • обеспечить приобретение соревновательного опыта

Развивающие:

  • способствовать укреплению здоровья
  • содействовать повышению разносторонней физической и функциональной подготовленности
  • способствовать выполнению норм на присвоение взрослых спортивных разрядов Единой всероссийской спортивной классификации.

Воспитательные:

  • развивать черты спортивного характера (волевые качества, целеустремленность и т.д.)

Углубленный уровень (этап спортивного совершенствования).

Образовательные:

  • способствовать расширению и углублению знаний, умений и навыков по спортивному туризму, спортивному ориентированию, основам оказания первой доврачебной медицинской помощи
  • владеть основами техники спортивного туризма и спортивного ориентирования
  • обеспечить накопление соревновательного опыта

Развивающие:

  • способствовать укреплению здоровья
  • содействовать повышению разносторонней физической и функциональной подготовленности
  • содействовать развитию специальных физических качеств
  • создать условия для повышения функциональной подготовленности
  • создать условия для освоения допустимых тренировочных нагрузок
  • способствовать выполнению норм на присвоение спортивного разряда "Кандидат в мастера спорта" Единой всероссийской спортивной классификации.

Воспитательные:

  • поддерживать воспитанные черты спортивного характера (волевые качества, целеустремленность и др.)

Результат программы

Результаты реализации программы соответствуют её цели и содержанию. Данная образовательная программа не нацелена на достижение предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

  • историю развития спортивного туризма
  • основы безопасности при проведении занятий на местности
  • перечень снаряжения, используемое в спортивном туризме и спортивном ориентировании

К концу первого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • ориентировать карту по компасу
  • определять расстояние по карте и на местности
  • рассчитывать время на прохождение этапа, дистанции
  • осуществлять самоконтроль за своими действиями
  • выполнять основные упражнения по общефизической подготовке.

К концу второго года обучения обучающиеся будут знать:

  • значение основных требований, предъявляемых к одежде и обуви спортсмена туриста
  • знание гигиены, правильного питания и самоконтроля в подготовке спортсменов по спортивному туризму
  • условные знаки, виды спортивных карт и масштаб по спортивному ориентированию
  • основы технической и тактической подготовки в спортивном туризме (группа дисциплин – дистанции)
  • основные положения правил соревнований по спортивному туризму

К концу второго года обучения обучающиеся будут уметь:

  • передвигаться на лыжах классическим стилем
  • участвовать в организации и проведении учебно-тренировочных занятий по спортивному туризму и ОФП в группах этапа начальной подготовки в качестве стажёра, младшего инструктора по туризму, заместителя руководителя
  • сдавать контрольно-переводные нормативы
  • выполнять юношеские спортивные разряды по спортивному ориентированию

К концу третьего года обучения обучающиеся будут знать:

  • состояние и развитие спортивного туризма в России и НСО
  • вероятность травматизма на занятиях спортивным туризмом. Основы оказания первой доврачебной помощи

К концу третьего года обучения обучающиеся будут уметь:

  • анализировать прошедший этап начальной подготовки
  • самостоятельно планировать тренировку
  • читать карту с одновременным слежением за местностью

К концу четвертого года обучения обучающиеся будут знать:

  • основы планирования спортивной тренировки
  • периоды и этапы годичного цикла тренировки, содержание и задачи

К концу четвертого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • выполнять упражнения на развитие специальных качеств
  • передвигаться на лыжах классическим и свободным стилем
  • участвовать в организации и проведении учебно-тренировочных занятий по спортивному туризму и ОФП в группах этапа учебно-тренировочной подготовки в качестве стажёра

К концу пятого года обучения обучающиеся будут знать:

  • характеристики технических приемов по пешеходному и лыжному туризму
  • календарный план спортивных мероприятий: соревнований по спортивному туризму и ориентированию, учебно-тренировочных сборов, походов и т.д.

К концу пятого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • выполнять контрольно-переводные нормативы
  • выполнять норматив с 1 юношеского спортивного разряда до 1 взрослого спортивного разряда по спортивному туризму и ориентированию

К концу шестого года обучения обучающиеся будут знать:

  • основы совершенствования спортивного мастерства на данном этапе
  • правила соревнований по спортивному туризму и ориентированию
  • приёмы и методы повышения умственной работоспособности

К концу шестого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • составлять план подготовки к соревнованиям на основании «Положения о соревнованиях» и "Технической информации"
  • прорабатывать тактический план прохождения дистанции
  • пользоваться методикой ежедневного самоконтроля
  • анализировать результаты выступления на соревнованиях
  • анализировать индивидуальные особенности специальной физической подготовки
  • применять разновидности бега (ускорения, бег трусцой, фартлек)

К концу седьмого года обучения обучающиеся будут знать:

  • план действий спортсмена на различных участках соревновательной дистанции
  • восстановительные средства и мероприятия
  • основные стороны анализа выступления на соревнованиях

К концу седьмого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • владеть приёмами техники бега на различной местности и т.д.

Особые условия проведения

Медицинская справка о допуске к занятиям.

Материально-техническая база

Оборудованный зал, веревки, альпинистское оборудование, помещение для теоретических уроков, территория для дистанций и практических занятий, туристско-краеведческое снаряжение.