Программа «Начальное техническое конструирование и моделирование»

Программа рассчитана на 72 часа в течении одного учебного года, групповые занятия проходят один раз в неделю, продолжительность занятия 2 академических часа (45 минут- 10 минут перерыв- 45 минут), возраст обучающихся 11- 12 лет.

Предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к техническим видам творчества. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся с его устройством, основными частями, назначением; учатся планировать и выполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные модели.

Суть программы состоит в том, чтобы не дублировать учебный материал по технологии, а с помощью дополнительных занятий расширять и углублять знания, умения и навыки при работе с инструментами и материалами.

Педагоги

Учитель технологии МБОУ СОШ № 112, Головкина Наталья Викторовна.

Стаж работы 4 года.

Образование:

1. ГОУ СПО Барнаульский машиностроительный колледж;

Квалификация техник

Специальность: технолог машиностроительного производства.

2. Новосибирский педагогический институт, Факультет Технологии и предпринимательства, бакалавр.

Специальность: Профессиональное обучение (по отраслям).

Курсы повышения квалификации:

1. «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» программа «Специфика организации работы методических объединений учителей предметной области «Технология» в условиях перехода на стандарты второго поколения";

2. МКУ ДПО г. Новосибирска "Городской центр информатизации "Эгида"

программа "Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС на примере среды компьютерного моделирования Компас 3D";

3. Астраханский государственный университет, дополнительная профессиональная программа "Формирование инженерного мышления ребенка школьного возраста средствами проектного обучения«.

Руководитель- педагог команды «ПИЛОТ» Инженерные конкурсы и соревнования для школьников "Солнечная регата"

Расписание

Еженедельно по пятницам: 14.40- 16.10

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план:

1. Организационное занятие – 2 часа.

• Введение. Беседа "Значение техники в жизни человека"

• Основы безопасности труда при работе в учебных мастерских.

• Правила поведения и техники безопасности при работе в учебных мастерских.

• Планирование работы на год, демонстрация моделей.

2. Знакомство с технической деятельностью человека – 8 часов.

• Понятие технической деятельности.

• Значение технического и технологического развития общества.

• История изобретательства.

• Выдающиеся изобретатели и конструкторы и их изобретения.

• Что такое макет, модель, проектирование и конструирование.

• Виды моделирования и конструирования.

3. Материалы и инструменты – 4 часа.

• Организация рабочего места.

• Техника безопасности.

• Знакомство с инструментами, материалами.

4. Основы технической графики – 4 часа.

• Понятия: графика,

• Виды графического изображения,

• Эскиз,

• Технический рисунок,

• Чертеж,

• ЕСКД и ЕСТД.

5. Основы моделирования и конструирования- 4 часа.

• Способы создания макетов моделей,

• Основы конструирования:

• Этапы создания объекта.

6. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей – 16 часов.

• Выбор и обоснование объекта моделирования.

• Изучение и определение количества деталей их формы и конфигурации.

• Создание эскиза, технического рисунка, чертежа объекта и его отдельных деталей.

• Выбор материала для изготовления и подбор инструментов и приспособлений для выполнения моделирования.

• Расчет материала, необходимого для изготовления объекта, а также материальных и трудовых ресурсов.

7. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей – 12 часов.

• Выбор и обоснование объекта моделирования.

• Изучение и определение количества деталей их формы и конфигурации.

• Создание эскиза, технического рисунка, чертежа объекта и его отдельных деталей.

• Выбор материала для изготовления и подбор инструментов и приспособлений ля выполнения моделирования.

• Расчет материала, необходимого для изготовления объекта, а также материальных и трудовых ресурсов.

8. Создание макета или модели технического объекта- 20 часов.

9. Заключительное занятие. Подведение итогов – 2 часа.

• Подведение итогов года.

• Проведение выставки работ учащихся за год.

• Награждение.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Цель программы:

Формирование у детей начальных технических знаний, первичных политехнических навыков и создание условия для самореализации личности ребёнка, развитие пространственного и математического представления через техническое творчество.

 Задачи программы:

Образовательные:

· Научить работать с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме;

· пробудить любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов;

· научить выделять характерные признаки предметов и передавать особенности формы объекта в конструируемых моделях;

· научить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединенные общей темой.

Метапредметные:

· развить творческие способности;

· развить память, внимание, мышление, воображение, поддерживать творческую инициативу.

Личностные:

· воспитать культуру общения, гуманные чувства, нравственные и эстетические качества;

· побуждать детей к творческой деятельности, самопознанию и самовыражению.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы

Личностные:

Развитие и формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения таких как:

• познавательная активность,

• инициативность,

• любознательность и т.п.,

• интеллектуальная стабильность:

• внимание,

• память,

• восприятие образного и образно-логического мышления,

• развитие творческих способностей – основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности;

• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

• расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Метапредметные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

• умение использовать технические знания для созидательной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

• • проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.
Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения поставленной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. сети Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи.
Универсальные учебные действия

• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.

Особые условия проведения

Особые условия проведения

Возраст 11-12 лет, группа 10-12 человек.

Материально-техническая база

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет для занятий, расположенный по адресу

г. Новосибирск, ул. Красноуфимская, д.8, МБОУ СОШ № 112, учебные мастерские кабинет № 130

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование: столы, стулья, шкафы для размещения готовых изделий, красок, инструментарий.

Инструменты: ножницы, резак, шило, иглы, карандаш, линейка, циркуль, угольник, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, банки для воды, кисти разных размеров и т.д.

Материалы: цветная, текстурная, копировальная и самоклеющаяся бумага, картон, калька, фольга, ватман, цветные нити, тесьма, вата, клей ПВА, клей «Момент», скотч, проволока, гуашь, акварельные и водоэмульсионная краски, лак, зубочистки, деревянные рейки, спичечные коробки, бросовый материал (пластиковые бутылки).

Информационное обеспечение:

Учебно-наглядные пособия:

· мультимедиа объекты по темам курса;

· презентации и видеофильмы к занятиям;

· схемы;

· шаблоны.

Педагогические технологии, используемые в программе:

· проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимся.

· информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта, конструируемой модели; создать демонстрационные дидактические материалы к занятиям; составить объемную модель в виртуальном пространстве; обработать результат реализации проекта в различных редакторах, получить экспертную оценку;

· технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают обучающимся возможность самостоятельно решать изобретательские задачи в проектной деятельности, тренировать образное воображение и системное мышление в процессе формирования замысла будущего технического проекта и планирования способов его воплощения.

Дидактический материал, используемый в программе:

· наглядно-иллюстрационный материал;

· раздаточный материал (ссылки с заданиями);

· дидактические контрольно-измерительные материалы;

· инструкции;

· программное обеспечение.