Программа «Вокально-хоровое исполнительство»

Детская вокально-хоровая студия, работающая на базе общеобразовательной школы, создает творчески насыщенное пространство самой школы и, одновременно, представляет имидж школы в открытом социокультурном пространстве города, области и России в целом.

Занятия в вокально-хоровой студии проводятся по вокальным группам (ансамблям). Каждая группа включает в себя 10-12 человек из одного класса. Возможны занятия с дуэтом, трио, квартетам, соло. Вокальная группа – это учащиеся одного класса. Классный руководитель заинтересован иметь среди своих подопечных «поющее звено», которое может выступать на школьных концертах, конкурсах, родительских собраниях, классных праздниках, внеклассных мероприятиях.

В воспитательном аспекте важным является тот факт, что коллектив одноклассников становится коллективом единомышленников, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению проблем дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата, укреплению навыков работы в ансамбле.

 

 

 

Педагоги

Шадымова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первый год обучения)
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Певческая установка.

Теория: Правила положения корпуса, рук, ног, головы во время пения сидя, стоя. Знакомство с основными жестами дирижера: внимание, дыхание, окончание пения (снятие).

Практика: Упражнения на ознакомление с певческой установкой и основами дыхания; Пение легким звуком, без напряжения.

Звукообразование.

Теория: Обзор упражнений, направленных на раскрепощение вокально-певческого аппарата.

Практика: Пальчиковые игры, направленные на формирование однородности звучания. Освоение грамотного певческого произношения гласных, а, о, у.

Дыхание, дикция и артикуляция.

Теория: Ознакомление с правилами произнесения согласных звуков при пении.

Практика: Формирование навыков правильного певческого произнесения согласных и гласных звуков. Активизация речевого аппарата с использованием материала речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, направленных на формирование правильного положения языка, губ, неба, снятия зажатости артикуляционного аппарата.

Звуковедение.

Теория: Знакомство с определениями музыкальных штрихов. Legato. Non-legato.

Практика: Развитие внимания к жесту дирижера. Адекватное восприятие дирижерского жеста. Упражнения на укрепление мышц диафрагмы. Формирование связного плавного звучания в объеме пентатоники.

Динамика.

Теория: Определение динамических оттенков – (crescendo, diminuendo, p, mp, mf, f). Практика: Упражнения на формирование начальных навыков исполнения в динамике mp и снятие форсированности звука в режиме пения f.

Хоровой ансамбль.

Теория: Понятие единства элементов хоровой звучности. Примеры из сказок, детской литературы, музыкальных произведений, содержащие мотив единения героев, пользы общего дела, унисона действий. Понятие однородной звучности хора.

Практика: Работа над формированием совместного звучания. Использование форм работы, позволяющих добиться унисонного звучания в детском ансамбле (хоре).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (второй год обучения)

Певческая установка.

Теория: Правила положения корпуса, рук, ног, головы во время пения сидя, стоя. Знакомство с основными жестами дирижера: внимание, дыхание, окончание пения (снятие).

Практика: Упражнения на ознакомление с певческой установкой и основами дыхания; правильным звукообразованием; упражнения на развитие певческого диапазона. Иллюстрирование основных дирижерских жестов: «внимание», «вдох», «начало пения», «окончание пения». Закрепление навыка исполнения легким звуком, без напряжения.

Звукообразование.

Теория: Ознакомление с правилами открытия рта, обзор упражнений, направленных на раскрепощение вокально-певческого аппарата.

Практика: Работа над точным и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона. Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта, опускания глотки.

Дыхание.

Теория: Характеристика певческого вдоха: легкий, бесшумный, глубокий, короткий, задержанный. Взаимосвязь звука и дыхания.

Практика: Упражнения, направленные над развитием экономного, продолжительного фонационного выдоха, развитие цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука и дыхания. Укрепление фальцета. Дыхательные упражнения по методике А. Стрельниковой. Короткий и длинный вдох.

Дикция и артикуляция.

Теория: Закрепление правил произнесения согласных звуков при пении.

Практика: Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Активизация речевого аппарата с использованием материала речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Формирование четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

Звуковедение.

Теория: Иллюстрации из музыкальных произведений штрихов: legato, non-legato.

Практика: Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (legato, staccato, marcato, non legato).

Динамика.

Теория: Закрепление определений динамических оттенков – (crescendo, diminuendo, p, mp, mf, f, ff).

Практика: Работа над снятием форсирования звука в режиме пения f. Отработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения, направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении piano и mezzo piano.

Хоровой ансамбль.

Теория: Понятие единства элементов хоровой звучности.

Практика: Упражнения, позволяющие добиться совместного звучания с использованием всех форм. Формирование однородной звучности хора.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокально-хоровое исполнительство» применяются следующие формы организации образовательного процесса:

· Групповое учебное занятие.

Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. Возможные виды занятий: беседа, концерт, викторина, творческая мастерская, обсуждение, открытое занятие, соревнование, творческий отчет, занятие-игра, праздник, практическое занятие, фестиваль, класс-концерт, экскурсия.

· Групповая (ансамблевая) репетиция.

Репертуарный план составляется для каждой группы отдельно. Добавляется также список произведений по направлениям (например, репертуарный план младшего хора, вокального ансамбля, вокально-хореографической группы, старшего хора, солистов).

Проведение занятий по группам дает возможность уделять внимание каждому ребенку, способствует более тщательному изучению репертуара.

· Коллективная (сводная) репетиция.

Общая продолжительность обучения – 144 часа в год. Срок реализации программы – 2 года.

 

 

 

Цели программы

Развитие у детей 7-12 лет способности к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в сольное и ансамблевое пение.

Задачи программы:

1 год обучения

ознакомительная и развивающая

направленность обучения

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к вокальному исполнительству;

- создание эмоционально-творческой атмосферы, способствующей открытому выражению индивидуальности ребенка;

- развитие интереса к процессу коллективного исполнения;

- развитие музыкального слуха, речи, памяти, внимания, наблюдательности, воображения;

- развитие навыков чистого интонирования, дикции, артикуляции, динамики, дыхания, пения в ансамбле.

2 год обучения

обучающая направленность

образовательного процесса

- формирование системы знаний, умений, навыков в данном виде деятельности;

- формирование и развитие опыта художественно-творческой деятельности;

- расширение рамок художественно-творческого общения, создавая условия для творческой самореализации учащихся в окружающем социуме;

- совершенствование навыков чистого интонирования;

- освоение певческой дикции, артикуляции;

- обучение приемам исполнения различных типов звуковедения (legato, non legato, staccato);

- овладение навыками вокально-хорового дыхания;

 - формирование единой вокальной манеры.

 

Результат программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения

Предметные результаты:

К концу 1-го года обучения дети будут:

· уметь интонировать чистые интервалы и диатонические звукоряды;

· уметь исполнять произведения в простых и сложных размерах;

· уметь грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

· уметь исполнять попевки, музыкальные фразы в динамике P, MP.

Личностные результаты. В процессе реализации программы 1-го года обучения закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности, как

· позитивное эмоционально-ценностное отношение к коллективному исполнительству;

· эстетические потребности, ценности; эстетические чувства и художественный вкус;

· потребность в опыте творческой деятельности в вокально-хоровом виде творчества;

Метапредметные результаты. Содержание и построение программы 1-го года обучения дает возможность заниматься формированием таких метапредметных результатов, как:

Познавательные УУД:

· умение использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

· способность размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Регулятивные УУД:

· осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве;

· умение выстраивать самостоятельный творческий маршрут для освоения материала.

Коммуникативные УУД:

· умение формулировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений;

· умение общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.

2 год обучения

Предметные результаты:

К концу 2-го года обучения дети будут:

· уметь использовать приемы различных типов звуковедения;

· владеть навыками чистого интонирования, певческой дикции и артикуляции;

· владеть единой вокальной манерой исполнения (однородностью звучания);

· выработать модель сценического поведения.

Личностные результаты. В процессе реализации программы 2-го года обучения закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности, как

· эмоциональное отношение к искусству;

· желание реализовать собственный творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального музицирования.

Метапредметные результаты. Содержание и построение программы 2-го года обучения дает возможность заниматься формированием таких метапредметных результатов, как:

Регулятивные УУД:

· проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

· способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.

Познавательные УУД:

· умение проводить простые сравнения между различными музыкальными произведениями, с точки зрения звуковедения, характера, метроритма, жанра;

· умение проводить простые аналогии (образные, тематические) между исполняемыми произведениями и литературными источниками, произведениями живописи и др.;

· осуществление поиска необходимой информации для выполнения творческих заданий.

Коммуникативные УУД:

· наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

умение взаимодействовать с взрослыми, сверстниками, младшими и старшими товарищами в процессе участия в музыкальных мероприятиях класса (школы, города).

Особые условия проведения

Работа производится в вокальных группах, состоящих из обучающихся одного класса.

Особое внимание уделяется созданию на занятиях доброжелательной, эмоциональной атмосферы. Широко используется игровой материал, учитываются индивидуальные наклонности детей, их интересы, те знания, которые учащиеся получают на занятиях в школе, что способствует интеграции общего и дополнительного образования.

 

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вокально-хоровое исполнительство» реализуется на базе МБОУ «Лицей № 12».

Кабинет оборудован столом учительским со стулом, стульями ученическими, электронным фортепиано, магнитофоном.

Аудиотека представлена достаточным количеством аудиозаписей, содержащих музыкальный материал, используемый на занятиях.